Учебник для 6 класса

ОБЖ

       

Приложение 2. Практические занятия по отработке специальных навыков

Предлагаемые игры и упражнения помогут развитию ловкости, координации движений, умению действовать сообща.

1. «Через ручей цепочкой». Команды выстраиваются за общей линией старта в колонны по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 8—10 м лежат продольно два бревна. По сигналу участники состязания, взявшись за руки, выбегают вперед и начинают преодолевать «ручей» цепочкой, не отпуская рук. Выигрывает команда, игроки которой пройдут дистанцию быстрее, не теряя равновесия и не разъединяя руки.

2. «Переправа на тонких брёвнах». Участники делятся на две команды и выстраиваются в две колонны. За линией старта для каждой из колонн лежат рядом параллельно но два тонких бревна. На одном из них стоят игроки колонны. По сигналу они наклоняются и совместными усилиями передвигают другое бревно вперёд по ходу движения. Сделав это, они всей группой перебираются на него и подтягивают второе бревно. Побеждает команда, у которой оба бревна быстрее окажутся за линией финиша.

3. «Спасительная верёвочка». Все участники (ученики класса) завязывают глаза заранее приготовленными шарфами или повязками. Ходят по территории с завязанными глазами для некоторой потери ориентировки. Затем руководитель даст в руки одному из участников кусок длинной верёвки (20—30 м). Задача остальных — взяться руками за верёвку, замкнуть её, а потом построить правильный квадрат, распределившись равномерно по сторонам. Время на выполнение упражнения составляет 5—7 минут. Чем больше участников и чем меньше они друг друга знают, тем труднее.

4. «Гусеница». Участники делятся на две группы и выстраиваются в две колонны. Каждый кладёт левую руку на левое плечо впереди стоящего участника, а правой рукой поддерживает его за голеностопный сустав ноги, согнутой в колене. По сигналу обе колонны начинают продвижение вперёд, прыгая на одной ноге и сохраняя равновесие. Выигрывает команда, чей замыкающий быстрее пересечёт финишную прямую, при условии, что все игроки во время пролвижения сохранят положение «гусеницы».

«Гусеница»

5. «Слон» (для мальчиков). Две команды делятся пополам. Одна половина становится в колонну спиной к линии разбега. Направляющий — самый сильный — упирается руками в свою выставленную вперёд правую ногу и наклоняет голову. Стоящий сзади крепко обхватывает направляющего за туловище правой рукой, а левой упирается в своё левое колено. Так же поступают все остальные игроки половины команды. Удерживая друг друга, они образуют как бы живой снаряд для прыжков. Вторая половина каждой команды последовательно по одному прыгает на «слона» и сидит на нём, крепко держась. По команде игроки, образующие «слона», начинают продвигаться вперёд. Побеждает команда, которая быстрее достигнет финишной черты и растеряет наименьшее количество участвующих в игре.

6. «Тяни-толкай». Участники делятся на две команды. Команды становятся спиной друг к другу через одного, зацепившись за локти соседей. Одна команда направлена лицом в одну сторону, другая — в другую. По сигналу команды начинают тянуть, каждая в свою сторону, стараясь перетянуть противников до обозначенной черты. Побеждают те, кто первыми достигнут обозначенного на своей стороне рубежа.

7. «Ловля цепочкой». Играющие произвольно передвигаются по площадке. Игру начинает водящий, который преследует игроков в поле. Он берётся за руки с тем, кого осалил, и теперь они вдвоём начинают преследовать остальных. Третий осаленный присоединяется к ним и т. д. Победителями считаются последние три участника, которых не осалили.

8. «Крокодил». Группа разбивается на пары. В каждой паре один ученик становится в упор на вытянутые руки, другой берёт его за ноги. Первый идёт на руках, напарник придерживает его за прямые ноги. Расстояние, пройденное участниками игры, передвигающимися на руках, зависит от их физической подготовленности.

9. «Вперёд и назад парами». В игре участвуют по две пары. Участники в каждой паре становятся спиной друг к другу и захватывают друг друга согнутыми в локтях руками. По команде пары устремляются к поворотной стойке, находящейся в 8—10 м от линии старта-финиша. Достигнув поворотной стойки, обходят её и возвращаются назад. На первом этапе один участник движется вперёд лицом, другой — вперёд спиной, на обратном пути положение игроков меняется. Пара-победительница получает право продолжать соревнование со следующей парой. Выигрывает пара, сумевшая победить большее число раз.

10. «Бег на трёх ногах». Участники становятся парами на линии старта-финиша. Правая нога одного и левая другого плотно связаны бинтом. Победителем считается пара, раньше дошедшая до поворотной стойки и возвратившаяся обратно.

11. «На спине». Участники становятся парами за общей линией старта-финиша спиной друг к другу, захватив партнёра согнутыми в локтях руками. По сигналу они устремляются вперёд, причём один несёт другого на спине до поворотной стойки, которая находится в 10 м от линии старта-финиша. Затем они меняются ролями. Пара, раньше вернувшаяся к исходной линии, соревнуется со следующей парой. Побеждают игроки, сумевшие выиграть у трёх других пар.

12. «Парная чехарда». Соревнующиеся пары выстраиваются за общей линией старта-финиша. Впереди перед каждой парой в 12—14 м установлена поворотная стойка. Один в паре принимает положение стоя согнувшись для чехарды. По сигналу второй игрок выполняет опорный прыжок через первого, делает шаг-выпад и принимает такое же положение. Таким способом они продвигаются вперёд до поворотной стойки и обратно. Выигрывает пара, проделавшая этот путь быстрее.

13. «Переправа по верёвке». Натягивают одну под другой две параллельные верёвки. Задача — пройти по нижней, придерживаясь за верхнюю руками. Упражнение помогает развить равновесие, координацию движений.

«Переправа по верёвке»

«Паутина»

14. «Паутина». Над землёй на высоте примерно 1 м между деревьями натягивают верёвки, имитирующие паутину. В середине они не связываются между собой. Задача: пролезть по этой «паутине», не коснувшись земли.

15. «Равновесие на бревне». Бревно длиной 5 м укрепляют на двух столбах или деревьях. Высота бревна над землёй 30—50 см. Бревно слегка раскачивается, когда по нему ходят. Бревно можно установить и наклонно, чтобы один его конец был приподнят над землёй больше другого. В таком случае пройти, сохраняя равновесие, значительно труднее.

«Равновесие на бревне». Бревно уже подготовлено

«Равновесие на бревне». Соревнование началось

Задание можно усложнить, предложив участникам, продвигаясь по бревну, выполнять различные упражнения:

  • продвигаясь по бревну, перешагнуть через натянутую поперек веревку или подлезть под неё;
  • пронести в руках два-три набивных мяча;
  • продвигаясь по бревну, подбросить и поймать несколько раз мяч;
  • пройти по бревну, вращая обруч и переступая через него; пройти по бревну с гимнастической палкой, перешагивая через неё;
  • пройти по бревну, балансируя гимнастической палкой, установленной на ладони свободно вытянутой вперёд руки;
  • пройти до конца бревна и вернуться назад, продвигаясь спиной вперёд;
  • пройти но бревну боком приставными шагами.

«Стенка для перелезания». Стенка готова к соревнованиям

«Стенка для перелезания». Соревнование в разгаре

16. «Стенка для перелезания». Из досок, укреплённых между двумя деревянными стойками, строят стену высотой 2—2,5 м с прорезями для ног, сделанными в шахматном порядке. Необходимо взобраться на стенку, перелезть через нее и спуститься с другой стороны. Стенку можно связать из верёвок, закреплённых па вертикальных опорах.

17. «С кольца на кольцо». На двух деревянных стойках, врытых в землю, укрепляют перекладину. Один её конец выше, другой — ниже. К ней на металлических крючках подвешиваются кольца. Играющий подтягивается па кольце, подвешенном у низкого конца перекладины, затем, перехватывая последующие кольца поочерёдно то одной, то другой рукой, передвигается таким путём на противоположный конец и, достигнув последнего кольца, спрыгивает на землю.

18. «Вышибалы». Группа делится на две команды. Одна команда располагается с двух сторон площадки в шеренги, другая команда — между шеренгами. Задача внешних — попасть мячом (выбить) в тех, кто внутри площадки. Внутренней команде нельзя ловить мяч, отскочивший от земли. Задача — попасть во всех.

19. «Школа скакалки» — упражнения, подобранные в порядке возрастания трудности:

  • упражнения с короткой скакалкой (прыгнуть одновременно обеими ногами; прыгать, меняя в руках ручки скакалки; скакать быстро и высоко, чтобы скакалка успела пройти под йогами два раза; прыгать полуприсев);
  • прыгать на одной ноге, вытянув другую вперёд;
  • бегая со скакалкой, вращать её и прыгать через неё;
  • прыгать через скакалку вдвоём, втроём, стоя рядом, стоя в затылок,
  • стоя лицом друг к другу;
  • упражнения с длинной скакалкой (вбегать, выбегать вдвоём или
  • втроём, сидя друг на друге).

20. «Школа мяча» — упражнения, подобранные в порядке возрастания трудности:

  • бросить мяч вверх, поймать его сначала двумя руками, йотом только
  • правой, потом только левой рукой;
  • приподняв и слегка согнув левую ногу, перебросить через неё мяч и
  • поймать правой рукой;
  • бросить мяч о землю и отскочивший мяч отбить одной рукой;
  • перебросить мяч над головой из правой руки в левую и обратно;
  • бросить мяч высоко вверх, подпрыгнуть, повернуться в воздухе и
  • поймать мяч двумя руками.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru