ОБЖ
6 класс

§ 3. Психологические основы выживания в природных условиях

Может ли человек, попавший в беду (например, оставшийся один в незнакомом лесу, в горах, в любой неизвестной, безлюдной местности), выжить, остаться здоровым и невредимым и не сойти с ума?

Все мы помним героя романа Д. Дефо Робинзона Крузо, который не только выжил в условиях полного одиночества на необитаемом острове, но и смог обзавестись там собственным хозяйством. Можно сказать, что всё это вымысел, фантазия писателя. Однако известны и случаи из реальной жизни. В 1959 г. многие газеты писали о трёх советских парнях, в результате случая оказавшихся на дрейфующей льдине в океане. Каково же было удивление спасателей, когда их нашли ослабевшими, но сохранившими здравый рассудок и человеческое достоинство.

Не всегда и не всем людям удаётся сохранить жизнь и человеческий облик в такой экстремальной ситуации, как полная изоляция от общества других людей. Почему же один человек может приспособиться к сложным условиям автономного существования, а другой погибает? С одной стороны, это зависит от физической подготовки человека, попавшего в беду, от его знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях. С другой стороны, даже знающий человек, попав в непривычную для него обстановку полного одиночества, начинает испытывать страх, тоску, отчаяние, под влиянием которых как бы забывает всё, чему его раньше учили. Он опускает руки, перестаёт бороться за себя, подчиняется власти стихии и может погибнуть или сойти с ума.

Что же помогает нам в трудных природных условиях?

Бывалые путешественники, альпинисты, космонавты и другие люди, чьи профессии связаны с автономным существованием в природе, утверждают, что очень важно уметь управлять собой, своими мыслями и чувствами, своими ощущениями и вниманием, т. е. всем тем, что составляет наш внутренний мир, который называют психикой.

Благодаря тому, что человеку свойственны психические познавательные процессы (внимание, ощущения и восприятие, память и мышление, воображение), он способен выживать даже в экстремальных ситуациях.

От того, насколько точно человек воспринимает и ощущает окружающие его предметы (их величину, форму, цвет, движение) или звуки, доносящиеся до него, освещённость пространства, подчас зависит его безопасность.

Говорят, храбрым помогает не столько судьба, сколько разумное суждение, ясность сознания. Сознательное отношение ко всему происходящему помогает выходить победителем из любой трудной ситуации.

Внимание

Внимание — способность, отвлекаясь от всего лишнего, концентрировать своё сознание на тех предметах и явлениях, которые сейчас важны. Каждый знает, что, когда что-то нравится или интересно (например, автомобиль или наряд на моднице), подмечается каждая деталь, т. е. внимание срабатывает само по себе, непроизвольно. Другое дело, когда человек попадает в трудные условия: здесь важно уметь заставлять себя обращать внимание на любую мелочь, которая может оказаться спасительной. Такую способность можно тренировать при помощи специальных упражнений (см. приложение 1). Когда это станет привычкой, у него выработается такая черта характера, как наблюдательность. Именно она помогает человеку быстро ориентироваться в незнакомой местности и в сложной ситуации.

Можно запоминать предметы в витринах магазинов или киосков по дороге в школу, а на обратном пути проверять, правильно ли всё запомнили. Умение воспринимать и запоминать одновременно много деталей вокруг себя (например, в лесу: какие растут деревья, чего больше, деревьев или кустов, с какой стороны на стволах растёт мох, есть ли рядом тропинки или следы животных, человека, влажная или сухая под ногами почва) всегда поможет правильно оценить ситуацию.

Но этого ещё мало: важно уметь удерживать внимание на окружающих предметах и явлениях довольно долго. Иногда бывает трудно внимательно слушать учителя в течение всего урока, хочется заниматься другими посторонними делами. Это показатель того, что внимание школьника не очень устойчиво, в любой сложной ситуации оно может подвести, и вы поддадитесь панике. Кроме объёма и устойчивости внимания, надо развивать и умение одновременно успешно выполнять несколько дел. При осмотре местности нужно уметь быстро переключаться с одного предмета на другой, сразу же запомнив первый.

    Запомните: чтобы научиться правильно ощущать, воспринимать мир вокруг себя, анализировать, хорошо усваивать и уметь рассказать то, что необходимо, решить любую жизненную проблему, придумать что-то новое, надо быть внимательным.

Ощущение и восприятие

Ощущения — это впечатления, которые мы получаем об отдельных свойствах предметов и явлений при помощи наших органов чувств: глаз, ушей, пальцев, кожи, языка. Восприятие же — более сложный психический процесс. Он включает в себя наш жизненный опыт: то, как нас учили и учат относиться к себе, к другим людям, к труду, к природе, к стране, к нашей планете в целом, чего опасаться, а где быть смелым. Например, получив ожог от спички, мы потом всю жизнь будем помнить, что огонь — это опасно. Значит, восприятие, в отличие от ощущений, есть целостное впечатление о том или ином предмете, человеке, ситуации, явлении.

    Запомните: чем больше человек будет знать, тем увереннее он будет чувствовать себя в любой, даже чрезвычайной ситуации.

Однажды был проведён такой психологический опыт: здоровым людям предлагали провести несколько дней в полной изоляции от окружающего мира. Желающих помещали в камеру, в которую не проникали звуки, в ней не менялась температура и было темно. Они должны были лежать на постели абсолютно неподвижно, на руки им надевали картонные футляры, чтобы нельзя было ощупывать окружающие предметы.

Опыт показал, что люди с большим трудом переносят такую изоляцию и через несколько часов настойчиво просят прекратить эксперимент.

В ситуации автономного существования человек сам может сделать себя «слепым», «глухим» и «немым». Он перестаёт нормально ощущать и воспринимать то, что его окружает. Это приводит к серьёзному ухудшению его самочувствия. Его восприятие нарушается и тогда, когда он занимает пассивную позицию, не ищет новой полезной информации.

Психологический опыт, проведённый на крысах, показал, что те животные, которые под влиянием сильного стресса не предпринимают никаких попыток спастись, безвольно распластываются на дне клетки, как правило, заболевают и даже умирают. У других живот-пых, названных экспериментаторами шустриками, сохраняющих в той же ситуации активность (ищут выход из клетки, стремятся защитить себя), тяжесть заболеваний значительно меньше.

Для того чтобы выжить в экстремальной ситуации в природе, необходимо сохранить нормальные ощущения и восприятие происходящего вокруг. Этого можно достигнуть благодаря целенаправленным активным действиям, наблюдательности, внимательности при оценке поступающей информации.

«Не верь глазам своим» — гласит народная поговорка, и в ней есть своя правда. Дело в том, что объективные законы восприятия свидетельствуют о существовании так называемых иллюзий восприятия. Их следует учитывать, оказавшись в незнакомой обстановке.

Например, светлый предмет на тёмном или контрастном фоне кажется ярче, чем он есть на самом деле, а на светлом и нейтральном — более тусклым.

Другой пример: высота шляпы-цилиндра кажется больше, чем диаметр его полей, хотя они равны. Так, в незнакомом месте высота деревьев или построек может показаться значительно больше, чем она есть на самом деле.

Память и мышление

Вспомнить, продумать, построить план действий -мысленно этот путь проделывает каждый из нас, сталкиваясь с трудностями в жизни.

Таким образом, получается, что из нашего настоящего всегда есть мостик в прошлое и будущее. И это благодаря тому, что у человека есть память, мышление и воображение.

Память — это способность запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать следы впечатлений.

Учёный-психолог В. Пикслис описал интересные исторические примеры людей с необыкновенной памятью. Оказывается, римский император Юлий Цезарь и царь Македонии Александр Македонский знали по именам всех своих солдат, которых у них было до нескольких десятков тысяч. Выдающийся русский шахматист А. Алёхин мог играть по памяти сразу с 30—40 партнёрами.

Память, как и внимание, бывает непроизвольной и произвольной. Непроизвольно запоминается всё, что нам интересно. Поэтому, чем мы любознательнее, тем быстрее и на более долгий срок запомним всё нас окружающее. Без усилий запоминается и то, что связано с работой, деятельностью человека, требует от него активности, и чем труднее для него задача, тем лучше происходит запоминание.

Если, например, в походе приходится разводить костёр под дождём и приложить немало усилий, чтобы он разгорелся, человек будет долго об этом помнить.

Произвольную память необходимо специально тренировать, для этого надо быть и внимательным, и настойчивым, и уметь управлять своими настроениями и эмоциями. Говорят, что хорошей памяти нет у лентяев и равнодушных, потому что она — не подарок природы своим избранникам, а награда за постоянный настойчивый труд.

Выживание в экстремальной ситуации в условиях автономного существования в природе сильно зависит от уровня развития мышления. Насколько быстро и всесторонне человек сможет обдумать ситуацию, в которой оказался, или быстро оценить её сложность, составить план действий, из всех своих знаний выбрать те, которые необходимы именно сейчас, настолько эффективно может себе помочь.

Например, в поисках ягодного места или грибной поляны можно случайно в лесу удалиться от товарищей и обнаружить, что рядом их нет. Никто не отзывается на крики. Что нужно сделать? Сначала надо проанализировать создавшееся положение и подумать, как его исправить. Затем нужно попытаться осуществить намеченный план действий. Допустим, решено остаться на месте и постоянно кричать: вдруг кто-то окажется поблизости и услышит. Увидев, что время идёт, а помощи нет, человек делает вывод о необходимости предпринять что-то ещё. Скорее всего, он станет вспоминать, какой дорогой сюда пришёл, обращая внимание на те или иные предметы: корявое дерево, группу берёз, сросшиеся стволами дубы, тропинку, полянку... По этим приметам он осторожно начнёт двигаться в обратном направлении.

Воображение

Чтобы выжить в сложных условиях автономного существования, надо хотеть выжить!

Желание выжить должно быть у человека настолько сильным, чтобы он всегда и везде смог сам себе помочь.

У людей, как и у животных, от природы есть стремление выживать. Это называется инстинктом самосохранения. Некоторые люди, в отличие от животных, могут заглушать у себя этот инстинкт, мысленно допуская, что они могут стать жертвами разных опасных обстоятельств. Такие люди считают вероятным, что с ними может случиться что-то страшное. Чаще всего они не отдают себе отчёт в том, что уже как бы сами себя готовят к роковой судьбе, соглашаются с ней. Когда в тёмном помещении такой человек случайно зацепится за гвоздь одеждой, в его воображении возникает образ чудовища, которое схватило его и не отпускает. Человек, парализованный страхом, застывает, не в силах пошевелиться, или, наоборот, начинает отчаянно биться с «врагом» и окончательно рвёт свою одежду. Только потом он осознаёт, что вёл себя глупо, но стресс уже испытан, и его здоровье пострадало.

Сказанное не означает, что надо, не задумываясь, подвергать себя реальной опасности, например одному ходить в заброшенные пустынные места или в незнакомый лес.

    Запомните: чрезмерное увлечение воображением картин возможного несчастья равносильно тому, что мы сами планируем себе такие ситуации, и это может превратиться в действительность. Ведь при этом снижаются острота ощущений и восприятия, внимательность и наблюдательность, хуже становятся память и способность думать. Это приводит к развитию чувства страха и как следствие — стресса, сильного напряжения, снижающего возможность удачно действовать для своего спасения.

Необходимо развивать у себя установку на выживание, а следовательно, и готовность к спокойным, самостоятельным и целенаправленным (в отличие от панических) действиям для выхода из любой экстремальной ситуации, в которой можно оказаться в природных условиях.

Установка на выживание включает три элемента:

  • осознание («Я отдаю себе отчёт в том, что я оказался один в незнакомом месте и что это происходит со мной на самом деле»);
  • оценку («Я не растеряюсь, не испугаюсь, и со мной не произойдёт никакого несчастного случая в этой неприятной ситуации»);
  • поведение («Я вспомню всё, чему меня учили в школе и дома, что надо делать, когда оказываешься один в таком месте. Я ничего не боюсь, я буду внимательным, наблюдательным. Я смогу себя накормить, напоить даже здесь. Я могу не утомлять себя ненужными мыслями о всяких страшных вещах, но я знаю, что опасность нельзя недооценивать. Поэтому я буду бдительным и терпеливым в поисках выхода. У меня всё получится»).

Вопросы и задания

  1. Что помогает человеку выжить в трудных природных условиях?
  2. Назовите психические познавательные процессы, влияющие на поведение человека в экстремальной ситуации.
  3. Что такое внимание?
  4. Объясните, как вы понимаете термин «устойчивость внимания».
  5. Проверьте, внимательны ли вы. Найдите изображённых на рисунке двух женщин.
  6. Разложите на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь, ключи, игрушку, фонарик, другие вещи. Накройте всё это газетой. Отвлекитесь на какое-нибудь другое дело, например поговорите с кем-нибудь. Через 10 минут вернитесь к столу. Снимите газету на полминуты и снова накройте ею предметы. Запишите на бумаге всё, что вы успели увидеть. Потом снимите газету и проверьте, все ли предметы вы заметили и записали. Чем больше предметов вы смогли сразу запомнить, тем больше объём вашего внимания. Повторяйте это упражнение, пока не добьётесь того, что сможете записать все предметы. Это будет уже тренировкой вашего внимания.
  7. Что такое ощущение?
  8. Что такое восприятие?
  9. Чем восприятие отличается от ощущения?
  10. Что такое память?
  11. Чем непроизвольная память отличается от произвольной?
  12. Объясните, как вы понимаете термин «мышление».
  13. К каким последствиям может привести чрезмерное увлечение воображением картин возможного несчастья?
  14. Выполните упражнения, направленные на развитие психических процессов (приложение 1).

 

 

Рейтинг@Mail.ru