Учебник для 5 класса

ОБЖ

       

18. Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте

Водный транспорт — самый древний вид транспорта.

Неудивительно, что древние цивилизации — египетская, ассирийская, греческая — зародились около 4000 лет назад или на берегах морей, или вдоль крупных рек. Водный транспорт давал возможность совершать длительные путешествия и вступать в контакт с другими народами, обмениваться с ними информацией, заниматься торговлей.

Статистика

    По данным статистики МЧС, несчастные случаи с людьми в местах массового отдыха и туризма в основном связаны с гибелью людей на воде (более 56%). Это объясняется тем, что на территории России основные места отдыха связаны с водой.
    Большинство несчастных случаев происходит в местах, запрещённых для купания, на диких пляжах. Другая основная причина — незнание правил поведения на воде, несоблюдение мер предосторожности и неумение плавать. Главная причина несчастных случаев среди детей — непослушание и отсутствие контроля со стороны взрослых.

На воде человека подстерегают серьёзные опасности. Давай посмотрим, что является источником опасностей и трагедий на водоёмах.

  • Пренебрежение правилами поведения на воде;
  • незнание того, как вести себя в тех или иных ситуациях, например при судороге;
  • хулиганство на воде и на берегу водоёма;
  • столкновение судов между собой или с иными препятствиями, пробоины в днище или корпусе лодки, судна;
  • аварии, пожары и взрывы на судах;
  • природные стихийные бедствия: штормы, обледенение судна.

Для того чтобы избежать лишних проблем на воде, учти советы опытных спасателей.

  • Обязательно научись плавать.
  • Никогда не купайся в одиночку, особенно в незнакомом месте. Там могут быть водовороты, затягивающие человека, коряги, строительный мусор.
  • Не прыгай и не ныряй, если незнаком с особенностями дна водоёма.
  • Не заплывай за ограждения, там может быть большая глубина и сильное течение.
  • Не подплывай близко к катерам, лодкам, пароходам: даже лёгкий удар веслом может привести к травме.
  • Во время игр в воде будь внимателен. Не кричи «Тону!» ради шутки.
  • Не допускай переохлаждения организма в воде. Если сводит ногу — началась судорога, то погрузись на секунду с головой в воду и распрями сведённую ногу, сильно потяни рукой на себя ступню за большой палец.
  • Научись пользоваться простейшими спасательными средствами и оказывать помощь терпящим бедствие. Не бросайся на помощь, если не уверен в своих силах и способностях.
  • Обязательно обращай внимание на малышей, которые плещутся в воде: начав тонуть, они не смогут себе помочь.

Запомни эти рекомендации и соблюдай их. Это очень важное условие того, чтобы с тобой не приключилась беда.

Эвакуация с тонущего судна

На водном транспорте может произойти опасная и чрезвычайная ситуация. Это кораблекрушение, когда судно тонет или разрушается, или авария, когда происходит повреждение корпуса судна, его механизмов, или оно садится на мель.

Кораблекрушения происходят относительно редко.

Статистика

    Мировая статистика свидетельствует о более чем трёх миллионах кораблекрушений, произошедших в течение истории развития нашей цивилизации.
    Мировой морской флот за год теряет 200—250 судов, аварию терпят свыше 8000 судов. Доля России — около 40 аварий в год на морях и около 30 аварий — на реках.

Но бывают очень сложные и опасные ситуации, когда капитан принимает решение об эвакуации.

В этот момент, как правило, возникнет паника, которая затрудняет спасение пассажиров и экипажа. Об этом снято много художественных фильмов.

Водная стихия обычно враждебна для человека и вероятность спасения относительно невелика. Но бороться надо всегда и до конца. История катастроф на воде знает немало примеров выживания человека в экстремальной ситуации.

Спасти судно может только другое судно-спасатель. Сложность в том, что спасательные суда далеко и нужно время, чтобы они пришли на помощь.

Помните, что решение об эвакуации с судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

  • в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям и пожилым людям;
  • перед эвакуацией нужно надеть на себя побольше одежды, а сверху — спасательный жилет. (Во время плавания на судне проводятся учебные занятия о том, как надо пользоваться спасательным жилетом.) Если есть возможность, возьмите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, питьевую воду и еду;
  • если возникла необходимость прыгать с борта судна в воду, то желательно — с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет. Для прыжка надо выбрать такое место, чтобы не попасть под винт судна и чтобы не засосало в воронку тонущего корабля.

Если человек оказался в воде без спасательных средств, то надо двигаться как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе, поэтому силы следует тратить только на то, чтобы держаться на плаву. В надетом спасательном жилете человеку для сохранения тепла надо сгруппироваться, поджав колени к животу и прижав локти к бокам, а кисти рук — к груди, то есть свернуться «калачиком». Отдыхать нужно лёжа на спине. В любой ситуации надо бороться до конца и надеяться на победу.

Некоторые факты

    В ноябре 1962 г. военный лётчик И. Т. Куницын катапультировался после аварии самолёта над Баренцевым морем. У него была спасательная надувная лодка. В течение 12 часов он грёб руками, чтобы добраться до ближайшего острова. Не обнаружив на нём никаких средств для поддержания жизни, он снова отправился в путь. Почти двое суток, в мокрой одежде, при температуре воздуха около 5° С он продолжал свой путь к спасению и остался жив. Французский врач Ален Бомбар, пересекший на надувной лодке в 1952 г. Атлантический океан за 65 суток без запасов воды и пищи, писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».

Ситуация «Человек за бортом»

Увидев человека за бортом, сначала брось ему спасательный круг или любые другие плавучие предметы, а потом уже поднимай тревогу.

Если оказаться за бортом доведётся тебе, не падай духом и действуй по следующему плану:

  • маши рукой, кричи как можно громче, чтобы тебя заметили;
  • постарайся избавиться от ненужных предметов, но не сбрасывай всю одежду — она поможет поддерживать температуру тела;
  • береги силы, не делай лишних движений.

Пожары на судах

Они возникают как по вине пассажиров, так и в случае нарушений противопожарных правил командой. На воде пожары даже более опасны, чем на суше.

В случае пожара на судне пассажирам следует строго выполнять распоряжения капитана и членов команды. После объявления о пожаре по судовому радио или по команде капитана выполняют следующие действия:

  • выйди на палубу к спасательным шлюпкам. Выбираться из каюты следует без паники, надев спасательный жилет;
  • если в шлюпке нет места, надо найти наиболее безопасное место и ждать спасателей. Только при угрозе затопления судна можно прыгать за борт, предварительно бросив в воду всё, что поможет удержаться на плаву;
  • чтобы не затянуло в водоворот или не травмировало взрывом, следует отплыть подальше от судна;
  • при появлении спасателей или другого судна надо подавать сигналы бедствия всеми возможными способами;
  • если до берега далеко, следует экономить силы и ждать помощи.

Вопросы

  1. Почему запрещается купаться в незнакомом месте, особенно одному?
  2. Почему нельзя нырять и прыгать с берега или дерева в незнакомом месте?
  3. Почему нельзя подплывать близко или находиться рядом с плывущей лодкой, катером?
  4. Почему нельзя заплывать далеко от берега?
  5. Почему нельзя просто так кричать «Тону!»?
  6. Какие средства спасения на воде ты знаешь?
  7. Как ты думаешь, почему во время аварии на судне спасательный жилет требуется надевать всем, даже тем людям, которые умеют хорошо плавать?

Задания

  1. Внимательно посмотри на рисунок. Кто из персонажей может оказаться в опасной ситуации? Ответ поясни.
  2. Найди в художественной литературе описание кораблекрушений и ответь на вопрос: почему герой или герои художественного произведения смогли выжить.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru