ОБЖ
5 класс

9. Средства тушения пожаров

Даже при быстром сообщении о пожаре в службу спасения пройдёт некоторое время, пока не прибудет пожарная команда и приступит к работе. Эти минуты бесценны, и мы должны их использовать с максимальной пользой. Поэтому каждый из нас должен уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Самыми простыми и доступными средствами тушения огня являются вода, песок, стиральный порошок, снег, земля, плотная ткань. Но они помогут в том случае, если очаг возгорания невелик. Когда понятно, что с огнём не справиться, надо как можно скорее покинуть место и срочно вызвать пожарных.

Некоторые факты

    В тёплые весенние дни в Истринском районе Московской области ребятишки поджигали старую прошлогоднюю траву. Вдруг подул ветер, и огонь стал стремительно приближаться к садовым домикам. Садоводы не растерялись: кто лопатой, кто веником принялись сбивать и затаптывать кромку огня. Им удалось сдержать продвижение огня и выиграть драгоценные минуты. Подбежавшие на помощь соседи организовали цепочку от пруда до огня и, передавая друг другу вёдра с водой, погасили опасное пламя возле самых домиков.

Лучше всего, конечно, воспользоваться огнетушителем. Для этого надо знать, как с ним обращаться. Наиболее распространены огнетушители порошковые, углекислотные и химические пенные. На корпусе каждого огнетушителя написана или нарисована инструкция по его использованию. Заранее изучи работу огнетушителя. Во время пожара ты можешь растеряться, а промедление будет стоить жизни. Знай, что огнетушитель заменяет целую ванну воды и поэтому является эффективным средством пожаротушения.

Применяя огнетушители, помни, что они работают недолго (около минуты) и предназначены для тушения небольших очагов возгорания. Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением.

Знай, что в социальных учреждениях и на предприятиях существуют внутренние пожарные краны. В случае необходимости надо разбить дверцу шкафчика, на котором написано: «ПК» (пожарный кран), раскатать шланг, присоединить его к крану и направить ствол в сторону огня. Затем повернуть вентиль против часовой стрелки до отказа. Взять ствол и, когда пойдёт вода, начать тушить огонь. Всё это могут проделать взрослые люди.

При отказе ПК или его отсутствии нужно использовать все другие доступные средства тушения: песок, землю, всё, что может уменьшить доступ кислорода к огню. Все описанные действия можно производить после вызова пожарных и если нет угрозы для твоей жизни.

Вопросы

  1. Что делать, если началось возгорание или возник пожар?
    1. Возникли небольшие и неопасные очаги возгорания.
    2. Возник сильный пожар и сильное задымление.
  2. Как ты поступишь, если заметишь быстро подбирающийся огонь к жилым деревянным постройкам?
  3. Что недопустимо тушить водой?
  4. Почему по задымлённому помещению необходимо передвигаться, сильно пригнувшись?
  5. Почему при задымлении рекомендуется дышать через влажную ткань?
  6. Перечисли основные действия при эвакуации в составе класса во время пожара?
  7. Ситуационные задачи.
    1. Подросток возвращался из школы. Проходя мимо соседнего дома, он увидел, что из-под двери закрытого парадного подъезда выползает дым. Что делать?
    2. Лена собралась в гости — на день рождения, и решила погладить свою выходную одежду. С хорошим настроением она принялась за работу, но вдруг зазвонил телефон... Разговаривая по телефону, Лена почувствовала запах дыма и гари. Гладильная доска уже тлела. Она схватила кувшин с водой и начала поливать горящую одежду, доску и утюг. Что она сделала неправильно и почему?
  8. Как не допустить возгорания и пожара?

Задания

  1. Посмотри на рисунок. Все ли рекомендации по спасению от задымления выполняют ребята?
  2. Посмотри внимательно на рисунки и определи, в каком случае надо применить для тушения возгорания воду, песок или пенный огнетушитель.
  3. Существуют три типа сигналов оповещения об опасности. Нарисуй их в тетради и подпиши названия.
  4. Нарисуй в тетради план эвакуации твоей школы или этажа, на котором находится твой класс.

Рейтинг@Mail.ru