Учебник для 11 класса

ОБЖ

§ 65. Альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации взамен военной службы по призыву могут проходить альтернативную гражданскую службу, общие положения которой определены Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе и лично подали заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» призывной комиссией принято соответствующее решение.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты проходящие альтернативную гражданскую службу, а также перечень организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места её прохождения учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение человека, направляемого на альтернативную гражданскую службу, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для её прохождения, 21 месяц.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения службы, указанный в предписании военного комиссариата. Окончанием альтернативной гражданской службы считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

Граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учёте, в следующие сроки: до 1 апреля - если они должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - если они должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие ходатайствовать об этом.

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в присутствии человека, подавшего это заявление.

Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определённые военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссариат в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Организация альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. № 257), а также иными нормативными правовыми актами.

В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;
  • ведут учёт подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;
  • направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;
  • ведут учёт граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;
  • осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

  • представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
  • заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;
  • организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;
  • контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Прохождение альтернативной гражданской службы

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, выдаётся соответствующее удостоверение. Основным документом учёта прохождения гражданином альтернативной гражданской службы является учётная карта.

Формы бланков удостоверения и учётной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, порядок их заполнения и выдачи утверждаются Министерством труда и социальной защиты по согласованию с Министерством обороны.

Если гражданин не прибыл в организацию в установленный срок, руководитель организации немедленно уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна эта организация.

По прибытии в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

  • предписание;
  • паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
  • удостоверение и учётную карту;
  • проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
  • трудовую книжку, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
  • документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
  • документы воинского учёта.

Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период её прохождения в этой организации и в трёхдневный срок уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Заключение срочного трудового договора и оформление приёма на работу, а также трудовая деятельность гражданина осуществляются работодателем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» и Положением «О порядке прохождения альтернативной гражданской службы».

Рис. Гражданин проходит альтернативную гражданскую службу санитаром в городской больнице

Работодатель проставляет в учётной карте гражданина отметку о его прибытии в организацию.

Испытательный срок при приёме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в подведомственной организации которого гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

В этом случае время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках.

За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляются двое суток отдыха.

Отдых предоставляется гражданину, как правило, по окончании этих мероприятий.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, может быть переведён из одной организации в другую. Основаниями для перевода являются:

  • ликвидация организации;
  • сокращение штатной численности организации;
  • производственная необходимость;
  • наличие подтверждённых медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;
  • наличие подтверждённых медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;
  • иные случаи (по решению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации).

Решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую принимается Федеральной службой по труду и занятости по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Федеральная служба по труду и занятости доводит решение о переводе гражданина из одной организации в другую до соответствующих федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны эти организации.

Работодатель расторгает с гражданином, который переводится в другую организацию, срочный трудовой договор, производит полный расчёт, выдаёт трудовую книжку и учётную карту с произведёнными в установленном порядке записями, а также уведомляет организацию, в которую гражданин направляется для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия, а военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, и Федеральную службу по труду и занятости -о переводе гражданина на новое место альтернативной гражданской службы.

Работодатель выдаёт гражданину под расписку предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы. Форма предписания утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Проездные документы для проезда гражданина на новое место службы приобретаются организацией, из которой он переводится.

Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, обязан прибыть в организацию, в которую он переводится, в срок, указанный в предписании.

Если в установленный срок гражданин не прибыл в организацию, её руководитель немедленно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна эта организация, а также в Федеральную службу по труду и занятости.

По прибытии в организацию для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы гражданин должен предъявить работодателю документы, перечисленные выше.

Работодатель, к которому гражданин прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период её прохождения в этой организации.

Время нахождения гражданина в пути подтверждается проездными и другими документами и засчитывается в срок его альтернативной гражданской службы.

Работодатель проставляет в учётной карте гражданина отметку о его прибытии в организацию.

Отпуска предоставляются гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

Продолжительность отпуска увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

При убытии гражданина в отпуск работодатель выдаёт ему отпускной билет, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Для обеспечения проезда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при использовании ими ежегодного оплачиваемого отпуска к месту их жительства и обратно работодатель приобретает и выдаёт им проездные документы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.

По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдаёт работодателю отпускной билет и проездные документы.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлён в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (при этом гражданин представляет работодателю документы, подтверждающие основания для продления отпуска).

В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

  • прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 ч подряд в течение рабочего дня);
  • время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
  • время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Увольнение с альтернативной гражданской службы

Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

  • по истечении срока альтернативной гражданской службы;
  • в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
  • в связи с избранием гражданина депутатом;
  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления к увольнению и оформляется приказом.

Представление к увольнению готовится и направляется должностному лицу работодателем.

В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы.

Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее, чем за 2 месяца до истечения этого срока.

Представление к увольнению в связи с признанием гражданина военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе направляется работодателем должностному лицу в трёхдневный срок со дня получения организацией заключения военно-врачебной комиссии. По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы не позднее месяца со дня получения организацией заключения военно-врачебной комиссии.

Приказ должностного лица об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы должен быть издан в двухнедельный срок со дня получения представления к увольнению.

В соответствии с приказом должностного лица в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчёт, выдаёт ему под расписку трудовую книжку и учётную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

Проездные документы для проезда гражданина, уволенного с альтернативной гражданской службы, к месту жительства приобретаются организацией, из которой он увольняется.

Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в двухнедельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат, направивший его на альтернативную гражданскую службу, и сдать удостоверение и учётную карту.

Выводы

  1. В законодательстве Российской Федерации закреплено право граждан России на альтернативную службу.
  2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые имеют основания для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.
  3. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок службы по призыву и составляет 21 месяц, а для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, - в 1,5 раза, что составляет 18 месяцев.
  4. Замена гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой происходит по решению призывной комиссии.

Вопросы

  1. В каких случаях гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой?
  2. Какие установлены сроки альтернативной гражданской службы для проходящих её в гражданских организациях и в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации?
  3. С какого времени определяется начало альтернативной гражданской службы?

Задание

Используя Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», Положение «О порядке прохождения альтернативной гражданской службы», раздел «Дополнительные материалы», сообщения из средств массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Примеры прохождения альтернативной гражданской службы в моём регионе».

Дополнительные материалы к § 65

Альтернативная гражданская служба в России — первые итоги

По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), 81% альтернативщиков составляют отказники по религиозным убеждениям, 5% - представители коренных малочисленных народов Севера, а оставшиеся 14% приходятся на другие категории, связанные с убеждениями.

Число предприятий, выражающих желание предоставить рабочие места альтернативщикам, остаётся стабильным, при этом число регионов, где создаются соответствующие рабочие места, выросло с 61 до 74. Наибольшее число альтернативнослужащих работают в системе Федерального агентства специального строительства России (Спецстрой) и на предприятиях Минпромторга и Минэнерго России. 57% альтернативщиков проходят службу в организациях социального комплекса (медицина, социальная защита и др.).

Среди профессий преобладают рабочие и обслуживающий персонал.

В Спецстрое альтернативщики проходят службу в частях, расположенных в Ижевске, Саратове и Москве - городах, где имеется возможность для предоставления им общежития. Альтернативщики задействованы по 31 специальности, преимущественно как строительные и дорожные рабочие, маляры, каменщики.

Работники-альтернативщики Спецстроя - преимущественно верующие молодые люди. По месту работы они характеризуются исключительно положительно.


Рейтинг@Mail.ru