Учебник для 11 класса

ОБЖ

§ 49. Основные виды воинской деятельности

Учебно-боевая подготовка — система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определённых предназначением Вооружённых Сил.

Служебно-боевая деятельность направлена прежде всего на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки.

Реальные боевые действия есть воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника.

Деятельность военнослужащего в первую очередь обусловлена его принадлежностью к Вооружённым Силам Российской Федерации. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединён понятием «Вооружённые Силы», а следовательно, вся его деятельность должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых они создаются.

Как мы уже говорили, согласно Федеральному закону «Об обороне» Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Военнослужащий должен быть готов к исполнению своих обязанностей, которые могут включать:

  • участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, в условиях вооружённых конфликтов;
  • исполнение должностных обязанностей в повседневной жизни;
  • несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;
  • участие в учениях или походах кораблей;
  • выполнение приказа, отданного командиром или начальником. Все виды воинской деятельности военнослужащего должны способствовать поддержанию высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделения, в котором он проходит военную службу.

Исходя из этого в воинской деятельности можно выделить три основных её элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.

Учебно-боевая подготовка

Учебно-боевая подготовка в первую очередь направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности(*) частей и подразделений.

Учебно-боевая подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время.

В ходе учебно-боевой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, во время которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приёмы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идёт подготовка воинских подразделений к совместным действиям.

Учебно-боевая подготовка - это в основном практическая подготовка, направленная на овладение личным составом вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою для обеспечения превосходства над противником.

Таким образом, основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые включают в себя многократное повторение действий, направленное на отработку действий с вооружением и военной техникой и умелое использование их тактико-технических характеристик в бою.

Воинская деятельность - это в основном деятельность в коллективе (расчёте, экипаже, отделении). Следовательно, тренировки проводятся как индивидуально, так и в составе боевого отделения для отработки боевой слаженности.

Высшей формой обучения в частях и подразделениях являются учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, боевое слаживание подразделений и обеспечение боевых действий. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, приближенной к боевой.

В целях поддержания в постоянной боевой готовности вооружения и военной техники в частях запланированы парково-хозяйственные дни и дни регламентных работ, во время которых проводятся осмотры и обспуживание вооружения и военной техники, а также работы по благоустройству парков(**), военных городков и др.

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации учебно-боевой подготовки -учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, а овладение всеми элементами воинской деятельности - психической устойчивости и физической выносливости.

Служебно-боевая деятельность

Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время - способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство - это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчёты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др.

Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчётов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство.

На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведённых к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведётся расследование, и больных.

Для обеспечения необходимой степени боевой готовности на личный состав дежурных смен накладывается ряд ограничений и запретов в их поведении.

Так, например, личному составу дежурной смены при несении боевого дежурства запрещается: передавать исполнение своих обязанностей по несению боевого дежурства; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей по несению боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их установленную готовность.

Караульная служба предназначена для надёжной охраны и обороны боевых знамён, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава постоянно высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы.

Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность.

Для несения караульной службы назначаются караулы. Караулом называется вооружённое подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамён, военных и государственных объектов, а также для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части.

В состав караула входят:

  • начальник караула;
  • караульные по числу постов и смен;
  • разводящие и другие лица.

Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.

Караульные назначаются, как правило, из числа солдат (матросов), приведённых к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Внутренняя служба — это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооружённых Сил и предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих её постоянную боевую готовность, безопасность воинской службы и др.

Повторим ещё раз: вся воинская деятельность имеет целью подготовить каждого военнослужащего, подразделения и воинские части к ведению реальных боевых действий.

Реальные боевые действия

Реальные боевые действия - это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооружённые Силы и осуществляются их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность.

Основными чертами современного боя являются:

  • маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки;
  • неравномерность его развития по фронту и в глубину;
  • повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.

История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а именно морально-психологическая готовность личного состава до конца выполнить свой воинский долг (см. раздел «Дополнительные материалы»).

Выводы

  1. Посредством воинской деятельности осуществляется вооружённая защита интересов Российской Федерации, обеспечиваются благоприятные внешние условия социально-экономического развития общества.
  2. Воинская деятельность подразделяется на учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.
  3. Учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность военнослужащих, подразделений и воинских частей в совокупности обеспечивают необходимый уровень боеспособности войск и степень их боеготовности, т. е. способность в любое время года и суток, в любых условиях быть готовыми к выполнению своего долга по защите Отечества.
  4. Каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою.

Вопросы

  1. К исполнению каких основных обязанностей должен быть готов военнослужащий как вооружённый защитник Отечества?
  2. Какое предназначение имеет учебно-боевая подготовка?
  3. Какие мероприятия составляют служебно-боевую деятельность военнослужащих?
  4. Какие недавние примеры героического участия российских воинов в реальных боевых действиях вы знаете?

Задание

Подготовьте сообщение на тему «Качества, которые каждый военнослужащий должен стремиться выработать в себе в процессе воинской деятельности».

Дополнительные материалы к § 49

Героическая оборона Брестской крепости (22 июня — 20 июля 1941 г.)

Отличную морально-психологическую готовность личного состава к вооружённому противоборству показал гарнизон Брестской крепости.

Построенная в девятнадцатом столетии, крепость к середине XX в. потеряла своё военное значение и использовалась для расквартирования частей Красной Армии и пограничников. Внезапное нападение гитлеровцев на рассвете поставило в крайне трудное положение гарнизон крепости (примерно 3,5 тысячи человек). Окружённые врагом, в условиях острой нехватки, а потом и отсутствия боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды защитники крепости сдерживали многократные яростные атаки превосходящих сил противника - целой дивизии вермахта с приданными ей частями усиления. Методично гитлеровцы вели артиллерийский огонь и бомбили крепость. Но наши держались. «Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и замечательную волю к борьбе», - было сказано в боевом донесении гитлеровского военачальника. Голод, жажда, кровоточащие раны вконец истощили силы советских воинов. Порою лишь штык и приклад были их единственным оружием. Лишь постепенно захватчикам удавалось занимать одно крепостное сооружение за другим.

Рис. Восточный форт Брестской крепости. Здесь жарким летом 1941 г. сражались насмерть бойцы сводного отряда под командованием майора П. М. Гаврилова

Обороной Восточного форта Кобринского укрепления руководил кадровый командир Красной Армии, майор П. М. Гаврилов. Немало гитлеровцев было уничтожено у валов форта. Только после мощнейшей бомбёжки 30 июня немцам удалось ворваться в укрепление. 20 бойцов во главе с отважным майором смогли уйти в подвалы. По ночам они выходили на поверхность и гранатами и пулемётным огнём уничтожали захватчиков. Но таяли и силы защитников форта. После кровопролитных схваток Гаврилов остался один. 23 июля 1941 г. гитлеровцы обнаружили убежище нашего командира, и он принял свой последний бой с врагами. Поразив из пистолета и оставшимися гранатами нескольких солдат противника, он, контуженный, без сознания, оказался в плену. Даже безжалостные враги выражали уважение к этому мужественному человеку. К счастью, майор Гаврилов выжил в неволе и в 1945 г. вернулся на Родину. За исключительное мужество и героизм, проявленные при защите Брестской крепости, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


(*) Боеспособность - это возможность войск вести боевые действия и выполнять боевые задачи в соответствии с их предназначением; боеспособность зависит от укомплектованности, боевой выучки и морально-боевых качеств личного состава частей и подразделений.

(**) Парк - территория, оборудованная для хранения, технического обслуживания и ремонта боевой техники.


Рейтинг@Mail.ru