Учебник для 11 класса

ОБЖ

§ 31. Организация воинского учёта

Воинский учёт — это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учёту подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане обязаны состоять на воинском учёте. Исключение составляют граждане:

  • освобождённые от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учётной специальности(*);
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации. Воинский учёт призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооружённых Сил личным составом.

Воинский учёт граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учёт осуществляется органами местного самоуправления.

Рис. Допризывники проходят медицинскую комиссию в военкомате

В документах по воинскому учёту содержатся следующие сведения о гражданине:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • место жительства и место пребывания;
  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы;
  • годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • профессиональная пригодность к подготовке по военно-учётным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
  • основные антропометрические данные: длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная ёмкость лёгких (спирография);
  • прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
  • прохождение военных сборов;
  • владение иностранными языками;
  • наличие военно-учётных и гражданских специальностей;
  • наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
  • возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
  • наличие судимости;
  • бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

Разработанный Министерством обороны Российской Федерации перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности граждан, подлежащих призыву на военную службу, приводится в разделе «Приложение».

Выводы

  1. В Российской Федерации воинскому учёту подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.
  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет порядок воинского учёта граждан Российской Федерации.

Вопросы

  1. Для чего предназначен воинский учёт граждан?
  2. Какие категории граждан не подлежат воинскому учёту?
  3. Какие органы осуществляют воинский учёт граждан Российской Федерации?
  4. Какие сведения о гражданине содержатся в документах по воинскому учёту?

Задания

  1. Используя раздел «Дополнительные материалы» и Интернет, подготовьте сообщение по истории организации воинского учёта в России.
  2. Подготовьте сообщение о значении воинского учёта граждан для военной безопасности государства.

Дополнительные материалы к § 31

Страницы истории

Необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооружённых Сил личным составом с учётом возможностей страны по народонаселению.

Система комплектования войск складывалась постепенно. Так, например, в 1705 г. указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. - по 5-7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учёта и воинской повинности позволила Петру I к 1725 г. иметь 220-тысячную регулярную армию.

Дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск произошло в 1874 г. в результате проведения военных реформ, автором которых был военный министр Д. А. Милютин.

В 1874 г. в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Всеобщая воинская повинность распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Призывники тянули жребий и этим определяли, кто должен идти служить в данном году.

Срок службы составлял 15 лет, из них б лет приходилось на действительную службу, а 9 лет - на пребывание в запасе.

Такая система комплектования русской армии позволила в период Русско-турецкой войны (1877-1878) чрезвычайно быстро - за четыре недели - провести мобилизацию русской армии. На 42-й день войска были сосредоточены на Дунайском театре военных действий.

Комплектование русской армии в период 1897-1917 гг. осуществлялось в соответствии с Уставом о военной повинности. В нём определялось, что мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст населения, а именно молодые люди, которым исполнилось 20 лет.

Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет (из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе); для состоящих в частях всех прочих родов войск — в 17 лет (из них 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе).

Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, - в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.


(*) Военно-учётная специальность - категория воинского учёта, указывающая военную специальность, полученную по окончании определённого образовательного учреждения.


Рейтинг@Mail.ru