Учебник для 10 класса

ОБЖ

       

§ 61. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

Для выхода военнослужащего из строя подаётся команда.

Команда может звучать так: «Рядовой Иванов, выйти из строя на столько-то шагов!» или «Рядовой Иванов, ко мне (бегом ко мне)!».

Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: «Я!», а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: «Есть!» По первой команде военнослужащий строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю.

По второй команде военнослужащий, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путём строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии.

Например: «Товарищ лейтенант! Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл» или «Товарищ полковник! Капитан Петров по вашему приказу прибыл».

При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего, который делает шаг вперёд и, не приставляя правой ноги, шаг вправо, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на своё место.

При выходе военнослужащего из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.

При выходе военнослужащего из колонны по два (по три, по черв) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит военнослужащий, он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и затем становится на своё место.

При выходе военнослужащего из строя с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина в положении «на плечо», который при начале движения берётся в положение «к ноге».

Для возвращения военнослужащего в строй подаётся команда. Например: «Рядовой Иванов! Стать в строй!» или только «Стать в строй!».

По команде «Рядовой Иванов!» военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: «Я!» По команде «Стать в строй!», если он без оружия или с оружием в положении «за спину», военнослужащий прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть!», поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путём становится на своё место в строю.

Если подаётся только команда «Стать в строй!», военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику.

При действии с оружием после возвращения в строй оружие берётся в то положение, в котором оно находится у стоящих в строю военнослужащих.

При подходе к начальнику вне строя военнослужащий за пять-шесть шагов до него переходит на строевой шаг, за два-три шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает о прибытии. По окончании доклада военнослужащий руку опускает.

При подходе к начальнику с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина в положении «на плечо», который берётся в положение «к ноге» после остановки военнослужащего перед начальником. Рука к головному убору не прикладывается, за исключением случая, когда оружие находится в положении «за спину».

При отходе от начальника военнослужащий, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: «Есть!», поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом.

При отходе от начальника с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина, который из положения «к ноге», если необходимо, берётся военнослужащим в другое положение после ответа: «Есть!»

Начальник, подавая команду на возвращение военнослужащего в строй или давая ему разрешение идти, прикладывает руку к головному убору и опускает её.

Выводы

  1. Военнослужащие выходят из строя по команде, которую отдаёт воинский начальник.
  2. Существуют различные правила для выхода военнослужащих из первой и второй шеренги строя.
  3. При подходе к начальнику вне строя военнослужащий прикладывает руку к головному убору.
  4. При подходе к начальнику с оружием рука к головному убору не прикладывается (за исключением случаев, когда оружие находится в положении «за спину»).

Вопросы

  1. Какие команды, определённые уставом, подаются для выхода военнослужащего из строя?
  2. Кто занимает место военнослужащего, если он вышел из первой шеренги?
  3. В каком случае при подходе к воинскому начальнику военнослужащий не прикладывает руку к головному убору?
  4. Каков порядок выхода военнослужащих из второй шеренги?

Задания

  1. Отработайте повороты на месте и в движении, а также выход из строя и возвращение в строй.
  2. Используя пройденный в 10 классе материал и другую литературу, напишите реферат на тему «Значение строевой подготовки для развития у военнослужащих дисциплинированности и внимательности».

Дополнительные материалы к § 61

Русский полковник М. О. Меньшиков о достоинстве армии

Армия невозможна вне идеи достоинства и чувства чести. Достоинство и его живое восприятие в себе составляют самую сущность солдата: гражданин, утверждая в себе воина, утверждает духовную правоту своего государства и священное значение своей родины; и обратно: только приемля родину - любовью, а государственность - волею, он может воспринять своё истинное достоинство и утвердить его в жизни. Воин, оторвавшийся от государственной цели, становится авантюристом; солдат, лишённый патриотизма, уподобляется безвольному орудию казни или профессиональному убийце. Достоинство армии определяется достоинством духа и духовной культуры: воинское звание есть духовное звание, и дело воина есть подвиг в духе и во имя духа. Именно поэтому ратная победа остаётся или эфемерной случайностью, или порождением духовного подъёма; и только настоящий духовный подъём может сообщить душе силу, необходимую для практического разрешения основного нравственного противоречия войны и для обороны родины.

Итак, воину необходимо духовное самоутверждение. Он должен верить в духовную правоту своей родины, своего государства и своего жизненного дела. Он должен воспитывать в себе предметную одержимость государственною целью, и именно этою предметностью его воли и его жизни определяется его честь. Меч воина имеет единое назначение - государственное; блюсти верность этому назначению - значит для воина блюсти свою честь и своё звание. Армия, движимая чувством чести, есть реальная опора родины и гарантия её государственного бытия; армия, утратившая чувство чести, есть сброд насильников, мародёров и убийц.

Воспитывая себя к смерти, воин должен помнить, во имя чего он это делает; сообщая себе способность убивать других, он должен почерпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ней. Воинское воспитание, оторванное от чувства духовного достоинства, есть воспитание к систематическому и беспринципному убийству; но это уже не воспитание души, а её нравственное умерщвление и духовное извращение.

Именно поэтому военная подготовка нелепа и гибельна вне духовного воспитания человека. Техническое умение воина должно иметь непреступаемую грань в предметно-духовных мотивах и побуждениях: внутреннее и внешнее умение убивать умирая и умирать убивая нуждается не только в формально-волевой дисциплине, но и в способности мотивировать своё поведение подлинным, предметным отношением к духовным содержанию и целям.

(Из материалов Российского военного сборника)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru