Учебник для 10 класса

ОБЖ

§ 28. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Физическая культура в развитии духовных и физических качеств всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной, плодотворной жизнедеятельности.

Общеизвестно, что в процессе эволюции изменения функций организма коснулись в большей или меньшей степени всех систем организма человека. Наиболее значительные изменения претерпели психика человека и процессы её воздействия на регуляторы жизненных функций организма.

Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объём необходимой информации, т. е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка уменьшалась. Это привело к нарушению системы равновесия, которая сложилась в человеческом организме свыше миллиона лет назад. Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В настоящее время сила раздражителей постоянно возрастает. Физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать их не представляется возможным. Большую часть физической нагрузки выполняют за нас механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния.

Закалять здоровье ребёнка нужно с дошкольного возраста

Закалять здоровье ребёнка нужно с дошкольного возраста

Система здорового образа жизни

Тому, кто дружит с физкультурой со школьных лет, легче выработать во взрослом возрасте индивидуальную систему здорового образа жизни, которая поможет добиться успеха в выбранной профессии

Поток информации постоянно растёт, и увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно. Обязательные физические нагрузки постоянно сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни. Самое благоприятное время для её выработки — подростковый возраст, когда ещё нет больших жизненных проблем.

Итак, физическая культура может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духовного и физического здоровья.

Выводы

  1. На современном этапе развития цивилизации эмоциональнопсихические нагрузки и резко пониженная физическая активность отрицательно влияют на здоровье.
  2. Систематические занятия физической культурой необходимы для развития своих духовных и физических качеств и подготовки к полноценной взрослой жизни.
  3. Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное в процессе трудовой деятельности выполнять необходимый объём работ.

Вопросы

  1. Чем обусловлена биологическая необходимость двигательной активности человека в процессе его жизнедеятельности? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какое значение имеют занятия физической культурой для укрепления и сохранения здоровья?
  3. Какова роль гармоничного распределения умственной нагрузки и двигательной активности человека для сохранения его здоровья?
  4. Как наиболее рационально можно распределить занятия физической культурой и спортом в течение учебной недели? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Составьте индивидуальный план занятий физической культурой и спортом на неделю и месяц с учётом учебной нагрузки, домашних дел и др.
  2. Подготовьте сообщение на тему «Значение физической культуры для укрепления организма и закаливания воли».
  3. Подготовьте сообщение на тему «Укрепление физического и духовного здоровья - задача каждого человека».

Дополнительные материалы к § 28

Из книги американского учёного Дэвида Фонтона
«Как справиться со стрессом»

Целесообразно взглянуть на главные проявления телесных реакций на стресс и тот вред, который может принести каждая из них, если допустить их слишком длительное существование. Здесь же для удобства рассмотрения вопроса реакции тела на различные раздражители сгруппированы условно в четыре блока. Остановимся на трёх из них подробнее.

Выброс в кровь адреналина или норадреналина из надпочечников. Эти гормоны действуют как мощные стимуляторы, ускоряющие рефлексы, увеличивающие частоту сердцебиения, повышающие кровяное давление и уровень сахара в крови и усиливающие обмен веществ. В результате улучшаются кратковременные возможности и деятельность организма. Но если всё это не переходит в действие и не реализуется в двигательной активности, последствия могут привести к нарушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы и ряду других нарушений, связанных с работой почек.

Поступление в кровь гормонов щитовидной железы. Эти гормоны интенсифицируют обмен веществ, тем самым увеличивая скорость, с которой энергия может быть усвоена и превращена в психическую активность. Но если допустить слишком длительное усиление обмена веществ, это приведёт к истощению.

Поступление в кровь холестерина из печени. Эта реакция способствует дальнейшему повышению энергетического уровня, обеспечивая работу мышц. В то же время постоянно растущий уровень холестерина в крови тесно связан с возрастанием риска артериосклероза.

 

Рейтинг@Mail.ru