Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 8

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Гриб — организм удивительный, стоящий особняком в классификации растительного и животного мира. Но это отнюдь не умаляет его достоинств, а точнее, свойств. Можно ли лечиться грибами? Нет, скажете вы, — ими чаще травятся. И это тоже будет ответ, только не совсем по теме.

Лечиться грибами можно, что, собственно, мы давно делаем, правда, зачастую даже не подозревая об этом. Ведь грибов в природе существует множество — около 120 тысяч. Считается, что первыми их целебные свойства научились использовать в Японии и Китае, где и зародилось гриболечение. Но справедливости ради стоит сказать, что и на Руси знахари, незнакомые с восточной практикой, тоже умели лечить грибами, разумеется, не заморскими, а своими, местными: трутовиком, например, — от лёгочных хворей, маслёнком — от подагры, белым грибом — от желудочно-кишечных расстройств.

Вспомним всемирную историю медицины: чему мы обязаны появлением первой подлинной панацеи? Конечно, грибам. В 1929 году английский микробиолог Александер Флеминг открыл гриб кистевик, вырабатывающий антибиотик пенициллин. А ведь это не единственный представитель грибов, обладающий целебным эффектом. Подобное действие оказывают и съедобные грибы: шампиньон луговой, маслёнок обыкновенный. Вещества, которые они вырабатывают, аналогичны по действию современным антибиотикам.

Сегодня эти, а также многие другие свойства грибов, позволяющие использовать их в составе лекарственных препаратов, подтверждены химиками, фармацевтами и врачами, благодаря чему и лечение грибами приобрело популярность. Но лечиться грибами, как, собственно, и всем остальным: травами, дрожжами, пиявками, — можно только у специалиста, потому как некоторые из грибов, входящие в разряд лекарственных, содержат сильнейшие токсины. Здесь достаточно вспомнить истории, произошедшие с римским императором Клавдием, Папой Римским Климентом VII, французским королем Карлом VI, ушедшими в мир иной из-за отравления грибами. (251 слово)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Гриб стоит особняком в классификации растительного и животного мира, и им можно лечиться

2 - Грибами лечили в древности целители Китая, Японии и Руси

3 - Флеминг открыл кистевик, вырабатывающий антибиотик пенициллин; многие грибы имеют антибактериальное свойство

4 - Лечиться грибами можно только под наблюдением врача

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Мир большинства произведений Паустовского великолепен и богат, напоен солнцем, глубоко оптимистичен, населён смелыми людьми, преображающими в суровых трудах и в тяжёлой борьбе природу. (2) Это мир нового, только что рождённого революцией человечества. (3) В книгах Паустовского как будто сильна, слишком сильна романтическая приподнятость над жизнью. (4) Люди его кажутся приукрашенными, а окружающие их леса, поля, воздух, озёра так чудесны, что дышат фантастикой, сказкой.

(5) Это-то и сближает столь разных художников, как Александр Грин и Константин Паустовский. (6) Имя этой’приподнятости, возникающей независимо от того, питается ли авторское вдохновение целиком выдумкой и воображением или целиком является отзвуком непосредственного общения с живой жизнью, — мечты.

(7) Отличный мастер пейзажа, К. Паустовский уверенно владеет и искусством психологических описаний. (8) Тончайшие чувства, малейшие движения человеческого сердца, едва приметные волнения души возбуждают с особой силой его авторское внимание. (9) Он описывает их с такой же любовью и с такой же тщательностью, с какой зарисовывает розовые облака в закатный час или лесную чащу в предчувствии грозы...

(10) В книжке для детей автор остаётся верен себе и своей главной теме. (11) В творчестве своём он сохраняет единую целеустремлённость, независимо от материала, над которым работает, и от характера читательской аудитории, которую собирается обслуживать.

(12) Он видит счастливой, цветущей нашу страну, художественное зрение помогает ему находить в обыкновеннейших явлениях природы, в привычной смене времён года, в ясной и бесхитростной жизни животных, так же как и в сложной, многообразной, действенной жизни человека, не замечаемые многими другими глубину, значительность и прелесть. (13) Не отрываясь от действительности, он романтически воссоздаёт живую жизнь и живую природу. (14) И при этом описания его носят на себе ясный отпечаток нашего времени.

(15) Замечательный портретист, он работал с необыкновенной лёгкостью и ещё в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. (16) Каждый портрет его давал законченный, отчётливо и ярко выраженный внутренний облик человека. (17) Он не просто писал лица, но и обладал удивительной способностью выражать во внешнем облике мир внутренний, скрытый, душевный.

(18) У Паустовского есть своя стройная философия природы. (19) Во всех произведениях своих он убедительно иллюстрирует её основательность и правоту. (20) Вместе с правом на новую, достойную человека жизнь мы приобрели великую власть над природой. (21) Самые лучшие, самые прекрасные, яркие, волнующие краски её открываются для нас.

(22) Их не могли видеть раньше. (23) И все силы её покорно подчиняются нам; тысячелетние болота Колхиды высыхают и зарастают обширными рощами с золотыми плодами; унылый, спалённый зноем край Кара-Бугаза оживает и щедро дарит нам свои богатства; Арктика открывает нам свои тайны и не сегодня-завтра послужит нам в самых дерзких, только новому человечеству доступных, планах перерождения природы и климата.

(А. Эрлих)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему А. Эрлих назвал К.Г. Паустовского великолепным портретистом?» 1) К.Г. Паустовский был художником-портретистом и писал портреты людей. 2) К.Г. Паустовский был фотографом-портретистом. 3) В описаниях К.Г. Паустовского мастерски отмечены малейшие чёрточки лиц персонажей. 4) К.Г. Паустовский через внешний облик мастерски выражал внутренний мир героя произведения.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «философия» (предложение 18). 1) наука о наиболее общих законах природы, общества и познания 2) концепция 3) описание 4) идея

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является /strong>синтаксический параллелизм. 1) Он видит счастливой, цветущей нашу страну, художественное зрение помогает ему находить в обыкновеннейших явлениях природы, в привычной смене времён года, в ясной и бесхитростной жизни животных, так же как и в сложной, многообразной, действенной жизни человека, не замечаемые многими другими глубину, значительность и прелесть. 2) ...Тысячелетние болота Колхиды высыхают и зарастают обширными рощами с золотыми плодами; унылый, спалённый зноем край Кара-Бугаза оживает и щедро дарит нам свои богатства... 3) Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и ещё в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян. 4) Во всех произведениях своих он убедительно иллюстрирует её основательность и правоту. Вместе с правом на новую, достойную человека жизнь мы приобрели великую власть над природой.

А4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове СОЛНЦЕМ (предложение 1) согласный звук [л] является непроизносимым. 2) В слове СБЛИЖАЕТ (предложение 5) первый звук — [с]. 3) В слове РЕВОЛЮЦИЕЙ (предложение 2) на письме буква И не обозначает мягкость согласного [ц]. 4) В слове КАЖУТСЯ (предложение 4) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с непроизносимым согласным в корне, 1) прелесть 2) отпечаток 3) бесхитростной 4) отчётливо

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно? 1) воссоздаёт 2) безвестных 3) открываются 4) приобрели

А7 В каком слове правописание -НН- определяется наличием приставки? 1) спалённый 2) необыкновенный 3) внутренний 4) непосредственного

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ (предложение 6), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4Среди предложений 7—11 найдите предложение с однородными подлежащими. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Замечательный портретист,(1) он работал с необыкновенной лёгкостью и ещё в молодости своей создал множество произведений,(2) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и,(3) кроме того,(4) десятки безвестных купцов,(5) моряков,(6) женщин и детей,(7) чиновников и крестьян.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 23 Ответ:

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Имя этой приподнятости,(1) возникающей независимо от того,(2) питается ли авторское вдохновение целиком выдумкой и воображением или целиком является отзвуком непосредственного общения с живой жизнью,(3) — мечты.

В8 Среди предложений 10—15 найдите сложное предложение с неоднородным подчинением придаточных предложений. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-2; АЗ-2; А4-2; А5-3; А6-3; А7-1.

Б1-знаменитых, известных; Б2-вдохновение автора; Б3-автор остается верен; Б4-8; Б5-3,4; Б6-4; Б7-2,3; Б8-11; Б9-4.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога и писателя Льва Васильевича Успенского: «Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли, любые мысли. Именно в языке они закрепляются: и каждая в отдельности и все мысли человечества в их величавой совокупности».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Язык является средством общения людей. С помощью языковых средств люди передают друг другу мысли, выражают чувства. С помощью средств языка мысли и идеи людей сохраняются долгое время, например, в письменных текстах, что обеспечивает и сохранение системы знаний.

Примеры

Показать, что с помощью языковых средств А. Эрлиху удалось передать свои мысли о личности и творчестве К.Г. Паустовского тем людям, которые не знали известного писателя при жизни. Указать, какие именно сведения о писателе мы черпаем из текста и с помощью каких средств языка автор передаёт их.

Рейтинг@Mail.ru