Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 6

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Атмосфера Земли похожа на океан, где вместо воды плещется воздух. Под воздействием солнечной радиации, рельефа и суточного вращения планеты в воздушном океане возникают области разного давления. Области пониженного давления называют циклонами, повышенного — антициклонами. Именно в циклонах зарождаются сильные ветры. Самые крупные из них достигают тысяч километров в диаметре и хорошо видны из космоса благодаря наполняющим их облакам. Это вихри, где воздух движется по спирали от краёв к центру, в область с низким давлением. Такие вихри, постоянно существующие в атмосфере, но рождённые в тропиках Атлантики и восточной части Тихого океана и достигшие скорости ветра свыше 30 м/с, называют ураганами. Чтобы воздух перемещался с такой скоростью, необходима большая разность атмосферного давления на малом расстоянии.

Ураганы появляются над тёплыми водами океанов между пятым и двадцатым градусами северной и южной широты. Обязательное условие для их образования — огромная масса прогретой воды. Более тёплая, чем воздух, океанская вода начинает испаряться. Массы нагретого пара поднимаются вверх, образуя область пониженного давления и вовлекая в движение окружающий воздух. На определённой высоте нагретый пар конденсируется. Выделяющаяся при этом тепловая энергия подогревает воздух, гонит его вверх и питает новорождённый циклон. Вращательная составляющая скорости ветра закручивает его — в Северном полушарии против часовой стрелки, а в Южном — по часовой. Вращение вовлекает в вихрь всё большие массы воздуха извне. Силуэт циклона обретает форму гигантской воронки, обращённой горлышком книзу.

Движется тропический циклон к северу или к югу от экватора, в зависимости от места рождения. Мощный ураган способен стирать с лица Земли целые острова и менять береговую линию. Обрушившись на густонаселённые районы, он совершает колоссальные разрушения, а сопутствующие ливни и наводнения наносят ещё один, не менее опасный удар. (262 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Под воздействием солнечной радиации, рельефа и суточного вращения планеты в атмосфере Земли возникают области разного давления: циклоны и антициклоны

2 - Из-за большой разности атмосферного давления на малом расстоянии зарождаются вихри и ураганы

3 - Причина возникновения урагана — испарение более тёплой, чем воздух, океанской воды, выделение тепловой энергии и образование гигантской воронки, в которой вращается воздух

4 - Мощный ураган способен стирать с лица Земли целые острова и менять береговую линию

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)Нас осталось четверо. (2) Саша Алимов ещё хромал, раненный в ногу. (3) Мы по очереди помогали ему идти. (4) Оно было бы ничего, если бы Валя Ермолаев не проваливался. (5) Он был такой грузный и большой, что кочки не держали его. (6) Путь наш лежал через болота, мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. (7) Измученные, мы потом лежали на кочках.

(8) — Это парадокс: ничего не жрёт, а такая же туша, — злился Махотин. — Почему ты не худеешь?

(9) — Бросьте вы меня, — ныл Ермолаев. — Не могу я больше.

(10) — Надо было сказать это раньше, тогда б мы тебя не тащили.

(11) Лежать долго было нельзя, кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. (12) Надо было подниматься и снова брести, опираясь на винтовки.

(13) Хорошо, что ночи стояли светлые. (14) Мы шли и ночью. (15) На четвёртую ночь мы выбрались в сухой березняк, увидели огни и услышали голоса. (16) Голоса были женские. (17) Мы подошли ближе.

(18) Сперва нам показалось, что это табор. (19) Стояли телеги, плакали ребятишки. (20) Говорили по-русски. (21) Это были погорельцы. (22) Бабы и старики. (23) Деревня сгорела, и они ушли в лес. (24) Спали в телегах. (25) Днём хоронились, а ночью рыли землянки, варили картошку.

(26) Когда мы вышли на свет костра, женщины, кажется, испугались. (27) Наверное, мы стали совсем страшные на этих болотах, волосы в тине, гимнастёрки, штаны — бурые от ржавой воды. (28) Морды заросшие. (29) Только винтовки мы держали в порядке, мы обматывали их тряпками, поднимали их над головой, когда лезли в трясину.

(30) Мы сели погреться и сразу заснули. (31) Проснулся я в землянке, на овчине. (32) Это была не землянка, а какая-то нора. (33) Не сравнить с нашими фронтовыми землянками, сделанными сапёрами.

(34) Низкая, без нар, стены земляные, пол земляной. (35) Вместо двери висели два половика. (36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках. (37) Женщина заметила, что я проснулся, и дала мне печёной картошки. (38) Я лежал, ел картошку, а она рассказывала про своё житьё. (39) Вечером они собирались пойти на пожарище поискать листы железа. (40) Надо печки складывать. (41) Я спросил, зачем печки. (42) Она посмотрела на меня. (43) Они были очень похожи, видно мать и дочь.

(44) — К холодам надо готовиться. (45) Ночи холодные скоро пойдут, а там и дождить станет.

(46) — Что ж вы, в деревню не вернётесь?

(47) — Пепелище там, — сказала старуха.

(48) — Наша деревня-то у самого шоссе. (49) От немца там замучаешься, — сказала дочь.

(50) Был август сорок первого года.

(По Д. Гранину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Махотин называл Ермолаева тушей, говорил, что ему раньше надо было бы сказать, чтоб его бросили (предложения 8, 10)?»

  1. Махотин не любил Ермолаева.
  2. Махотин был невоспитанным и бездушным человеком.
  3. Это ирония, Махотин старался разрядить атмосферу.
  4. Махотин предлагал избавиться от неуклюжего Ермолаева.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «парадокс» (предложение 8).

  1. противоречие
  2. странное мнение
  3. беспорядок
  4. уникальный случай

А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является парцелляция.

  1. Путь наш лежал через болота, мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины.
  2. Мы сели погреться и сразу заснули. Проснулся я в землянке, на овчине.
  3. Это была не землянка, а какая-то нора. Не сравнить с нашими фронтовыми землянками, сделанными сапёрами. Низкая, без нар, стены земляные, пол земляной.
  4. Я спросил, зачем печки. Она посмотрела на меня.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЗАРОСШИЕ (предложение 28) звуков столько же, сколько букв.
  2. В слове БРЕСТИ (предложение 12) слышится звук — [с’].
  3. В слове НЕЛЬЗЯ (предложение 11) мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ИДТИ (предложение 3) слышится мягкий звук [д’].

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. хромал
  2. жердины
  3. багульник
  4. погорельцы

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится звонкий согласный звук?

  1. измученные
  2. сгорела
  3. испугались
  4. сделанными

А7 В каком слове правописание -НН- объясняется тем, что у него есть зависимое слово?

  1. дурманного
  2. раненный
  3. измученные
  4. сделанными

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово (В) БАДЕЙКАХ из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА (предложение 39), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В4 Среди предложений 1—12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Когда мы вышли на свет костра,(1) женщины,(2) кажется,(3) испугались. Наверное,(4) мы стали совсем страшные на этих болотах,(5) волосы в тине,(6) гимнастёрки,(7) штаны — бурые от ржавой воды.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 27.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Лежать долго было нельзя, (1) кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. Надо было подниматься и снова брести, (2) опираясь на винтовки. Хорошо, (3) что ночи стояли светлые.

В8Среди предложений 1—7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 26—37 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-1; А3-3; А4-4; А5-4; А6-1; А7-2.

Б1-в вёдрах; Б2-железные листы; Б3-мы помогали; Б4-12; Б5-2,3,4; Б6-3; Б7-3; Б8-6; Б9-29.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога и писателя Льва Васильевича Успенского «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Чтобы общаться в устной и письменной форме, надо знать не только значения слов, но и правила их сочетания, которые связаны с грамматикой. Слова сочетаются в словосочетания, а словосочетания — в предложения на основании правил грамматики.

Примеры

Показать, что с помощью слов, которые автор употребил в одном из предложений, мысль не выразишь. Например, не будет ясности относительно того, когда происходит действие, единичный или множественный деятель совершает это действие. Мысль выражается только с помощью предложений, в которых все слова связаны не только по смыслу, но и грамматически.

Рейтинг@Mail.ru