ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Итоговая работа

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Каждый без труда узнает морского конька с первого взгляда. Труднее поверить, что эта миниатюрная горгулья с готического собора — рыба. Вместо хлопающего рыбьего рта у конька вытянутая трубка, вместо упругого хвоста — щупальце, свёрнутое в спираль, вместо чешуи — прозрачная кожа с шипами и костяными пластинами. Вместо застывшего рыбьего взгляда — выразительные глаза, движущиеся независимо друг от друга. Но главное — совсем не рыбье вертикальное положение тела и направленная вперёд морда, соединенная с телом настоящей изогнутой шеей.

Но всё же коньки — это рыбы, средний размер которых от 1,6 до 30 сантиметров. Они населяют тропические и субтропические моря, живут на мелководьях в водорослях или коралловых рифах. Отличаются необычной формой тела и разнообразием окраски даже внутри одного вида. Характерное вертикальное положение конька обеспечивается тем, что плавательный пузырь проходит через тело в голову. Коньки малоподвижны, питаются зоопланктоном. Дополнительными двигателями служат парные грудные плавники. Но плавать на этих плавниках всё равно что грести веерами вместо вёсел. Конёк вряд ли сможет противостоять даже медленному течению, а из хищников мог бы спастись бегством разве что от улиток и морских звёзд.

Продолжительность жизни этих животных до 4-5 лет. Хозяйственного значения они не имеют, но подвергаются интенсивному вылову. Ввиду необычайной декоративности коньки популярны у любителей морских аквариумов, хотя довольно прихотливы в содержании.

Кажется, что это гротескное существо не могло возникнуть естественным путем, его создал безумный художник. Но всё становится на свои места, если посмотреть на ближайшую родню диковинных рыбок. Морской конёк входит в семейство рыб-игл. Сами рыбы-иглы весьма необычны и обладают вытянутым телом, длинным хвостом без плавника и носом-трубкой, как у коньков. Если поставить рыбу-иглу вертикально и нагнуть ей голову перпендикулярно к телу, получится конёк. (263 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Наличие оперения — одна из главных отличительных особенностей птиц

2 - Перья не покрывают тело птицы сплошь

3 - На приведение в порядок оперения у птиц уходит много времени

4 - Несмотря на все заботы, перья птиц со временем обтрёпываются, ломаются и обновляются

5 - Перья обеспечивают теплоизоляцию, возможность летать, маскировку и способствуют распознаванию особей своего вида и выражению эмоций

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Я не упомню тот день, когда он появился в нашем доме. (2) Как-то раз, выйдя из квартиры и открыв железную дверь подъезда, заметил, что мимо меня прошмыгнул какой-то белый пушистый комок. (3) Оглянувшись, увидел, что комок уселся на первом этаже возле бронированной, так же как остальные квартиры и сам подъезд, двери номер один.

(4) Это был пёсик-болонка, пушистый, как вискозная мочалка. (5) Выглядел он забавно, как нарисованный терьер знаменитого когда-то клоуна Карандаша, только шерсть цвета не чёрного, а белого и вся в белых стружках-кудряшках.

(6) — Цуцик, Цуцик, — позвал я его первой пришедшей на ум кличкой.

(7) Не обращая на меня никакого внимания, не повернув даже в мою сторону головы, пёсик, задрав морду и глядя на дверь, звонко и требовательно пару раз тявкнул, оповещая хозяев первой квартиры о своём прибытии.

(8) — Чтоб ты сдох, зараза, дармоед! — раздалось за дверью, которая со скрипом приоткрылась, являя на свет божий заспанное, недовольное, опухшее лицо хозяйки. (9) Пёсик прошмыгнул внутрь, и дверь с лязгом захлопнулась.

(10) «Да, брат, не повезло тебе», — думал я, выходя из подъезда.

(11) Через несколько дней я выгуливал за домом свою Лайму — чёрную девочку, кокера-спаниеля. (12) Гуляя по пустырю, увидел своего нового знакомого Цуцика, который, не обратив на нас внимания, обхаживал низкорослые кустики и торчащие пучки травы. (13) Не могу точно сказать, по каким критериям я это определил, то ли по серьёзности на морде, то ли по деловитости и спокойствию, с каким он это делал, но он был, наверняка, уже не молод. (14) В кармане у меня лежал пакетик с карамельками. (15) Достав одну, решил побаловать песика:

(16) — Цуцик, Цуцик, на, на, на!

(17) Цуцик, не торопясь, словно дав понять, что отрывают его от важного дела, повернулся ко мне. (18) Он был будто бы вырезан из цельного куска крупноячеистого белого пенопласта. (19) Голова почти без шеи плавно переходила в туловище, отчего песик не крутил ей, а поворачивался всем туловищем сразу. (20) Медленно подойдя, он осторожно принял из моих рук подарок и с хмурой неблагодарностью отправился исполнять прерванное дело.

(21) ... Летний отпуск на Байкале пролетел быстро, но плодотворно.

(22) Вернувшись, я обратил внимание, что вот уже вторую неделю не вижу нигде мелькающую белую зефирину Цуцика. (23) Зато на лоджии первой квартиры появился злобно рычащий на прохожих чёрный пес из породы мастифов. (24) Встретив Люську, дочку хозяев первой квартиры, спросил:

(25) — А где же ваша собачка-то беленькая?

(26) — Да убежал он.

(27) — Как убежал?

(28) — Да мамка плесканула на него кипятком, вот и убежал.

(29)Я остолбенел.

(30) — Зачем же???

(31) — Да надоел он, толку никакого, зато у нас сейчас другая собака — квартиру стережёт!

(32) А через несколько дней я увидел Цуцика в стае бездомных дворняжек, пробегавших по нашему двору. (33) Он семенил за ними зефиринкой, но не белой, а бело-розовой...

(34) — Цуцик, Цуцик, на, на, на!

(35) Цуцик остановился, повернулся ко мне боком и тут я увидел...(36) Безобразным розовым островом зияла голая кожа на боку собаки... (37) Он не подошёл ко мне, как прежде, а лишь взглянул прямо в глаза и побежал догонять своих новых друзей, таких же свободных и помеченных жизнью. (38) Этот взгляд ожёг душу. (39) Он до сих пор стоит перед глазами:

(40) За что.

(И.Трояновский)

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему взгляд Цуцика «жёг душу»?»

  1. В нём был немой укор людям.
  2. В нём чувствовалось безразличие.
  3. В глазах собаки была ненависть.
  4. Это был взгляд гордой и независимой собаки.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «семенил» (предложение 33).

  1. быстро бежал
  2. подпрыгивал
  3. шёл прихрамывая
  4. бежал мелкими шажками

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Вернувшись, я обратил внимание, что вот уже вторую неделю не вижу нигде мелькающую белую зефирину Цуцика.
  2. Не обращая на меня никакого внимания, не повернув даже в мою сторону головы, пёсик, задрав морду и глядя на дверь, звонко и требовательно пару раз тявкнул, оповещая хозяев первой квартиры о своём прибытии.
  3. Безобразным розовым островом зияла голая кожа на боку собаки...
  4. Он не подошёл ко мне, как прежде, а лишь взглянул прямо в глаза и побежал догонять своих новых друзей, таких же свободных и помеченных жизнью.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СЕЙЧАС (предложение 31) согласный звук [й] является непроизносимым.
  2. В слове ПОДЪЕЗД (предложение 3) последний звук — [т].
  3. В слове ПУЧКИ (предложение 12) мягкость согласного [ч’] определяется уподоблением последующему мягкому согласному звуку.
  4. В слове ТЕРЬЕР (предложение 5) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. остолбенел
  2. недовольное
  3. оглянувшись
  4. вискозная

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением — « приближение » ?

  1. пришедшей
  2. приоткрылась
  3. прерванное
  4. принял

А7 В каком слове правописание суффикса определяется тем, что такая же буква пишется в форме инфинитива?

  1. поворачивался
  2. мелькающую
  3. увидел
  4. помеченных

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ПРОШМЫГНУЛ из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ВИСКОЗНАЯ МОЧАЛКА (предложение 4), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В4 Среди предложений 10—16 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Не могу точно сказать,(1) по каким критериям я это определил,(2) то ли по серьёзности на морде,(3) то ли по деловитости и спокойствию,(4) с каким он это делал,(5) но он был,(6) наверняка,(7) уже не молод.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 13.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Гуляя по пустырю,(1) увидел своего нового знакомого Цуцика,(2) который,(3) не обратив на нас внимания,(4) обхаживал низкорослые кустики и торчащие пучки травы.

В8 Среди предложений 1—9 найдите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 25—39 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-1; А2-4; АЗ-3; А4-3; А5-4; А6-1; А7-3.

Б1-пробежал; Б2-мочалка из вискозы; Б3-пёсик тявкнул; Б4-11; Б5-6,7; Б6-4; Б7-2; Б8-1,8; Б9-31.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного российского филолога Григория Яковлевича Солганика: «Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т.д., близка к художественной литературе. ... Публицистика тематически неисчерпаема, огромен её жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Публицистика — это род произведений, посвящённых актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора. В публицистических произведениях описывается то, что волнует как автора, так и значительную часть общества. Это актуальные вопросы политики, экономики, социальной и бытовой сфер, духовности, ценностей, искусства.

Примеры

Показать, что в данном публицистическом тексте автор поднимает актуальную для общества проблему отношения к животным. Отметить, что вопрос этот тревожит автора и он даёт открытые оценки происходящему, намекая на то, что подобные описываемым явления часто встречаются в жизни. Автор осуждает жестокость.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru