Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 4

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Первоначально целью Музея науки и промышленности в Чикаго было воспитание у детей и взрослых веры во всесилие науки и техники. Грандиозный замысел воплощен с американским размахом. Экспонаты по заказу музея придумывают университетские профессора и целые команды студентов. Внешний вид проектируют ведущие дизайнеры, а строят на собственные деньги крупнейшие корпорации.

Родители и учителя везут сюда ребят со всей Америки. В самом помещении гремит музыка и шумят голоса, механизмы, паровозные гудки. Не слышно только одёргиваний: «Тише! Не трогай! Не надо!». Здесь можно болтать сколько угодно и трогать всё, до чего дотянешься. Можно лежать на полу, бегать наперегонки, нажимать на все кнопки и крутить все ручки. Здесь на тридцати тысячах квадратных метров технику не охраняют от нас, мы с техникой заодно.

Когда проходит удивление, вызванное отсутствием музейных смотрительниц, ищешь глазами экскурсоводов. А их тоже нет. Никто не тащит вас от одного экспоната к другому, никто не строит посетителей, чтобы «всем было видно». Каждый выбирает себе объект и остаётся с ним один на один.

Вот, скажем, модель человеческого сердца высотой семь метров. Через него можно пройти насквозь: вход в правый желудочек, выход из левого. Внутри всё подсвечено так, что видны детали сердечной мышцы. Прямо над головой — предсердия, через открытый клапан сверху льётся кровавым потоком красный свет. А на выходе тебя ожидают разнокалиберные бутылки с тёмно-красной жидкостью. В самой большой столько, сколько крови у пони, вторая по величине, пятилитровая, — это, конечно, взрослый человек. Полчашки у кошки, пол чайной ложки у мыши, четыре капли — как у червя.

Согласно одному из рейтингов, этот музей входит в 12 мест, которые должен посетить каждый. (255 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Музей науки и промышленности в Чикаго создали, чтобы воспитать веру во всесилие науки и техники

2 - Посетителям музея даётся свобода в изучении экспонатов

3 - Искусственное сердце высотой в 8 метров — экспонат музея — можно осмотреть изнутри

4 - Этот музей входит в число 12 самых интересных мест планеты

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского — «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». (2) В этих сказках нет ненужной усложнённости. (3) Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. (4) Ведь в память ребёнка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?

(5) Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. (6) И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного — новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства...

(7) Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (8) Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9) Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (10) И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь — появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто тёплое солнце осветило лицо. (11) Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. (12) Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрёпанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестёр-шимся золотым тиснением на переплётах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. (13) Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья...

(14) Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (15) И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.

(16) На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (17) Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

(18) И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло:

— Братцы, когда ж мой Айболит придёт? (19) Где он?.. (20) Братцы, кто-нибудь... позовите моего Айболита с уколом...

(Ю. Бондарев)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик, характеризуя произведения К. Чуковского, говорит, что «давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности»?»

  1. Эти сказки всегда вызывают приятные эмоции и у детей, и у взрослых.
  2. Сказки К. Чуковского содержат мораль, актуальную всегда.
  3. В этих сказках сложные сюжеты и много нюансов, которые при первом прочтении незаметны.
  4. К. Чуковский — настоящий новатор.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «незадачливой» (предложение 9).

  1. неумной
  2. не умеющей решать задачи
  3. бесхитростной
  4. скромной

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Ведь в память ребёнка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?
  2. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.
  3. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья...
  4. И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь — появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто тёплое солнце осветило лицо.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДЕТСКИХ (предложение 16) слышится согласный звук [т].
  2. В слове ОБЪЯСНЯЕТСЯ (предложение 17) звуков столько же, сколько букв.
  3. В слове ЯВЛЯЮТСЯ (предложение 17) первый звук согласный.
  4. В слове ЛЕГЧЕ (предложение 15) нет звука [г].

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. блестят
  2. возвращаются
  3. воображение
  4. усложнённости

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится звонкий согласный звук?

  1. сделал
  2. взрослых
  3. подделываясь
  4. раскрытые

А7 В каком слове правописание суффикса определяется тем, что он всегда пишется единообразно?

  1. истинную
  2. выучены
  3. незадачливой
  4. простреленной

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Из предложения 17 выпишите слова-синонимы.

В2 Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (предложение 9), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 16. Ответ:

В4 Среди предложений 7—10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрёпанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестёршимся золотым тиснением на переплётах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца. В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

И вот сейчас,(1) когда я думаю о сказках Чуковского,(2) я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая РачейкаДЗ) палату,(4) залитую снежным зимним солнцем, (5) и рыженького,(6) с простреленной грудью паренька,(7) который,(8) сдерживая стон,(9) тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам хрипло...

В8 Среди предложений 10—13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 7—13 найдите сложные предложения, в которых есть однородные придаточные части. Напишите номера этих предложений.


- - - Ответы - - -

А1-1; А2-3; АЗ-3; А4-1; А5-1; А6-2; А7-3.

Б1-храброго-бесстрашного; Б2-воображение детей; Б3-воспитывалось не одно поколение; Б4-7; Б5-3,4; Б6-2; Б7-1,2,7; Б8-13; Б9-10,11.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя Александра Петровича Сумарокова: «Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.П. Сумарокова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Чтобы общаться в устной и письменной форме, надо знать не только значения слов, но и правила их сочетания, которые связаны с грамматикой. Если человек не знает правил грамматики, то он будет писать и говорить с ошибками, что не приветствуется автором и всеми образованными людьми.

Примеры

Чтобы сочетать глагол и существительное, надо знать правила управления: использовать постановку существительного в нужной падежной форме, правильно изменять окончание и применять предлоги. Можно найти в тексте словосочетания «глагол + существительное» и разъяснить, что в нём существительное стоит в нужном падеже.

Рейтинг@Mail.ru