ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 39

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Когда наше скоротечное лето начинает идти на убыль и притихший лес замирает в томной неге ещё жаркого солнца, на опушках, полянах, под лоскутным одеялом тени дубрав, среди спелых трав берёзовых рощ и под сумрачным пологом ельников появляются грибы — удивительные и таинственные создания.

Грибы выполняют огромную, скрытую от наших глаз работу, благодаря которой поддерживается нормальная жизнь леса. Занимая совершенно особое место среди живых организмов, грибы, подобно растениям, питаются, всасывая необходимые вещества через клеточные стенки. Но, подобно животным, грибы поглощают только готовую органику, созданную растениями и животными.

Грибы всасывают органические растворы всей поверхностью своей грибницы. Подстилка в лесу состоит из отмерших веточек, коры, листьев. В их основе лежит клетчатка. По своему составу она близка к сахару, но молекулы её соединены между собой такими прочными химическими связями, что переваривать её могут только очень немногие живые организмы. Грибы для этих целей применяют поистине совершенное «химическое оружие» — целый набор ферментов, способных растворить практически любую органику.

Нити гриба, постоянно выделяющие ферменты, затем поглощают образовавшийся питательный раствор. «Химическое оружие» грибов настолько эффективно, что они справляются с переработкой отмершей древесины, делая его снова доступным как для других растений, так и для животных, которые едят грибы.

Грибы получают от деревьев питательные вещества и снабжают растения извлечёнными из подстилки минеральными солями. Именно «поганки», которых в лесу традиционно больше, чем съедобных грибов, перерабатывают самую значительную часть мёртвой органики. Не важно, что «поганки» нельзя употреблять в пищу — они занимают особое место в сложной экосистеме леса и обеспечивают её нормальное состояние. Там, где «работают поганки», будут и съедобные грибы, и орехи, и ягоды, и лесные звери, а значит, и сам лес. (258 слов)

(По И. Травиной)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - В конце лета появляются грибы

2 - Грибы поддерживают нормальную жизнь леса

3 - Грибы вырабатывают набор ферментов, способных растворить практически любую органику

4 - Грибы, преимущественно поганки, получают от деревьев питательные вещества и снабжают растения минеральными солями

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Первое путешествие Андерсен совершил по Каттегату, заполненному сотнями парусных кораблей. (2) Это была очень весёлая поездка.

(3) В то время в Каттегате появились первые пароходы «Дания» и «Каледония». (4) Они вызвали ураган негодования среди шкиперов парусных кораблей, и, когда пароходы, надымив на весь пролив, смущённо проходили сквозь строй парусников, их подвергали неслыханным насмешкам. (5) Шкипера посылали им в рупор самые отборные проклятья.

(6) Их обзывали «трубочистами», «дыповозами», «копчёными хвостами». (7) Эта жестокая морская распря очень забавляла Андерсена.

(8) Позже начались «настоящие путешествия» Андерсена. (9) Он много раз объездил всю Европу, был в Малой азии и даже в Африке.

(10) Он познакомился в Париже с Виктором Гюго и великой артисткой Рашель, беседовал с Бальзаком, был в гостях у Гейне.

(11) Дюма водил Андерсена по дешёвым парижским театрам, а однажды Андерсен видел, как Дюма писал свой очередной роман, то громко переругиваясь с его героями, то покатываясь от хохота. (12) Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини и Лист играли для Андерсена свои вещи.

(13) В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье. (14) Во дворе заунывно играл шарманщик-итальянец, за окном в сумерках блеснёт огонь маяка, мимо дома проплывали, выходя из Темзы в море, неуклюжие пароходы, а отдалённый берег реки, казалось, горел, как торф: дымили лондонские заводы и доки. (15) Диккенс Андерсену сказал, что его дом полон детей, хлопнул в ладоши, и тотчас несколько мальчиков и девочек — сыновей и дочерей Диккенса — вбежали в комнату, окружили Андерсена и расцеловали его в благодарность за сказки.

(16) Однажды Андерсен проезжал в дилижансе по Италии.

(17) Была весенняя ночь, полная крупных звёзд. (18) В дилижанс село несколько деревенских девушек. (19) Было так темно, что пассажиры не могли рассмотреть друг друга, но, несмотря на это, между ними начался шутливый разговор. (20) Он начал рассказывать девушкам о них самих. (21) Он говорил о них, как о сказочных принцессах, восхвалял их зелёные загадочные глаза, душистые косы, рдеющие губы и тяжёлые ресницы, и каждая девушка была по-своему прелестна в описании Андерсена и по-своему счастлива.

(22) Девушки смущённо смеялись, но, несмотря на темноту, Андерсен заметил, как у некоторых из них блестели на глазах слёзы. (23) То были слёзы благодарности доброму и странному попутчику.

(24) Одна из девушек попросила Андерсена, чтобы он описал им самого себя. (25) Андерсен был некрасив и знал это. (26)Но сейчас он изобразил себя стройным, бледным и обаятельным молодым человеком с душой, трепещущей от ожидания любви.

(27) Наконец дилижанс остановился в глухом городке, куда ехали девушки. (28) Они расстались с Андерсеном, причём каждая горячо и нежно поцеловала на прощанье удивительного незнакомца.

(29) Дилижанс тронулся. (30) Лес шумел за его окнами. (31) Фыркали лошади, низкие итальянские созвездия пылали над головой. (32) И Андерсен был счастлив так, как, может быть, ещё никогда не был счастлив в жизни. (33) Он благословлял дорожные неожиданности, мимолётные и милые встречи.

(34) Италия покорила Андерсена. (35) Он полюбил в ней всё: каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые некрашеные мраморные фасады зданий, оборванных смуглых детей, померанцевые рощи, «отцветающий лотос» — Венецию, статуи Латерана, осенний воздух, холодноватый и пьянящий, мерцание куполов над Римом, старинные холсты, ласкающее солнце и то множество плодотворных мыслей, которые рождала Италия в его сердце.

(По К.Г. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что, по мнению автора, больше всего привлекало Андерсена в путешествиях?»

  1. Смена места.
  2. Встречи с людьми.
  3. «Обветшалые мраморные фасады зданий».
  4. Виды природы.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «распря» (предложение 7).

  1. война
  2. неприязнь
  3. драка
  4. ссора

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Первое путешествие Андерсен совершил по Каттегату, заполненному сотнями парусных кораблей.
  2. Они расстались с Андерсеном, причём каждая горячо и нежно поцеловала на прощанье удивительного незнакомца.
  3. И Андерсен был счастлив так, как, может быть, ещё никогда не был счастлив в жизни.
  4. Они вызвали ураган негодования среди шкиперов парусных кораблей.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОПУТЧИКУ (предложение 23) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ЗАРОСШИЕ (предложение 35) все согласные мягкие.
  3. В слове ПРЕЛЕСТНА (предложение 21) мягкость согласного [р’] на письме обозначена буквой Е.
  4. В слове ОБАЯТЕЛЬНОМУ (предложение 26) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. расцеловали
  2. блестели
  3. трепещущий
  4. восхваляли

А6 В каком слове слитное правописание приставки НЕ- определяется тем, что у слова нет зависимого слова?

  1. некрасив (предложение 25)
  2. несмотря (предложение 22)
  3. незнакомца (предложение 28)
  4. некрашеные (предложение 35)

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что первая буква входит в один суффикс, а вторая — в другой?

  1. весенняя
  2. неожиданности
  3. старинные
  4. заполненному

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ОБВЕТШАЛЫЕ из предложения 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложений 8—10 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 13.

В4 Среди предложений 10—15 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Фыркали лошади,(1) низкие итальянские созвездия пылали над головой. И Андерсен был счастлив так,(2) как,(3) может быть,(4) ещё никогда не был счастлив в жизни.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 35.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Они вызвали ураган негодования среди шкиперов парусных кораблей,(1) и,(2) когда пароходы,(3) надымив на весь пролив,(4) смущённо проходили сквозь строй парусников,(5) их подвергали неслыханным насмешкам.

В8 Среди предложений 29—35 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 10—15 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-4; АЗ-4; А4-2; А5-2; А6-4; А7-3.

Б1-старые; Б2-начались позже; Б3-Андерсен встретился, был в гостях; Б4-15; Б5-3,4; Б6-2; Б7-2,5; Б8-31; Б9-14.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта и писателя Самуила Яковлевича Маршака: «Мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие — образный, ёмкий, умный язык. В нём самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.Я. Маршака

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Язык формируется в результате исторического развития народа. В каждый исторический период социально-политические, экономические, культурные, бытовые условия жизни меняются. В результате происходят изменения и в языке: появляются новые слова и выражения, а некоторые из имеющихся переходят в пассивный запас или исчезают. Благодаря языковому творчеству наших предков, мы получили богатый, яркий, образный язык.

Примеры

Показать разнообразие средств, использованных автором в тексте. Обратить внимание на красивые и образные выражения, позволяющие автору «рисовать» словами.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru