Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 38

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Выражение «белая ворона» давно уже стало метафорой, которая означает резкое отличие того или иного человека от окружающих. Совершенно белых по окрасу особей можно увидеть в стае тёмных ворон, грачей или галок. «Белые вороны» время от времени встречаются среди многих видов животных. Такие особи получили название альбиносов.

Причина альбинизма заключается в том, что в организме не вырабатываются пигменты, известные под общим названием меланинов. Концентрация, соотношение и особенности взаимного расположения гранул разных меланинов в кожном покрове, шерсти, перьях, чешуе, когтях и создают всё великое разнообразие окраски животных.

Альбиносы принципиально отличаются от диких животных, одетых в белоснежные одежды, «полученные» ими от природы в результате естественного отбора. Полярные совы, белые чайки, белые медведи вовсе не альбиносы. В организме этих животных меланинов вырабатывается ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности.

Необычный облик животных-альбиносов и ореол тайны, окутывающий их происхождение, породили немало мифов и легенд. Вспомнить хотя бы могучего белого быка, в образ которого согласно древнегреческим мифам перевоплощался Зевс, или белых слонов Таиланда, владеть которыми позволялось лишь особам королевской крови, или белую верблюдицу, унёсшую от врагов пророка Магомета, или Белого Коня прерий, повелевавшего, по верованиям западноамериканских индейцев, табунами мустангов... Герои всех этих легенд помимо сверхъестественных способностей наделены невиданными силой и выносливостью. Скорее всего, речь в них идёт о животных белого окраса или частичных альбиносах. Полные же альбиносы в большинстве своём отличаются пониженной жизнеспособностью и в природе безжалостно выбраковываются естественным отбором.

Лишённые маскирующей окраски и резко выделяющиеся среди своих сородичей, животные-альбиносы привлекают повышенное внимание хищников, становясь их жертвами в первую очередь, а вот хищники-альбиносы не могут незаметно подкрадываться к жертвам и добывать себе пропитание. (257 слов)

(По И. Травиной)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Среди многих видов животных встречаются альбиносы

2 - Причина альбинизма в том, что в организме не вырабатываются меланины, и в этом принципиальное отличие альбиносов

3 - Об альбиносах сложено немало мифов и легенд, в которых они наделяются уникальными свойствами

4 - Особая окраска определяет специфику жизни альбиносов

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Как различны по возрастам впечатления прочитанного, слышанного и виденного!

(2) Я помню, как в детстве меня возили в цирк. (3) Сколько радости и удовольствия!

(4) В юности я тоже посещал его часто: меня тянули туда грация движений наездниц, смелость акробатов, торжество дрессировки животных венцом творения — человеком...

(5) Наступили более зрелые годы — я изредка и лишь случайно заходил в цирк.

(6) Теперь я не хожу туда вовсе. (7) Почему?

(8) Я помню, когда последний раз был я там, меня посетили очень странные мысли...

(9) На арену вывезли на колесах громадную железную клетку. (10) В ней быстро ходили взад и вперёд, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва. (11) Они как будто рассуждали сами с собой, и мне казалось по разнообразному тону их рычания, что эти рассуждения были на разные темы.

(12) Один говорил:

(13) — Кто смеет приказывать мне? (14) Перед кем склоню я голову и на кого не выпущу когтей? (15) Я сломаю все запоры, я пробегу неизмеримые пространства и достигну моей далёкой родины — тихой пустыни. (16) Там, где газели, которыми я полакомлюсь, пьют у ручья, где и я утолю свою жажду, меня ждут, нежась на раскалённом песке, прекрасные молодые львицы с шелковистой шерстью, с глазами, горящими зелёным огнём. (17) Я испущу радостный крик любви, и на мой зов откликнется та, которая любит меня. (18) Мы пойдём с ней вдвоём по обширной пустыне, опаляемые солнцем, счастливые, свободные.

(19) Другой более резким тоном строил другие планы:

(20) — Кто думает подчинить меня? (21) Перед кем склонится моя гордая воля? (22) Сейчас схвачу я зубами решётку, замки и разгрызу их легче, чем ребёнок щёлкает орехи. (23) Но я не удалюсь в тишину и пустынный покой, а побегу в города, где мои собратья изнывают в неволе, где их осмеливаются выставлять напоказ для забавы. (24) Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. (25) Нас будут десятки, сотни, тысячи, и только тогда, когда на всём земном шаре не будет ни одного льва в заключении, возвращусь я в родные страны, как подобает царю-победителю.

(26) Третий мечтал об ином:

(27) — Пусть не стараются поработить меня! (28)Одним ударом моей могучей лапы я сломаю вдребезги и дерево, и железо моей тюрьмы, всё превращу в щепки и в прах. (29) Я уйду в самую отдалённую страну, не известную ни людям, ни львам. (30) Там я буду жить один, созерцая вокруг себя лишь безграничные пространства: пустыню, море и небо — и, состарившись, умру в виду заходящего солнца.

(31) Так, казалось мне, думали эти три молодых льва, заключённые в клетке, стоявшей на арене, когда в быстро отворённой дверце появлялась укротительница. (32) В правой руке она держала небольшой бич, которого едва ли бы испугалась и маленькая собачка.

(33) Но как только они, эти три диких льва, её увидали, так перестали рычать и, поджав хвосты, сбились в кучу в противоположном углу клетки. (34) Под взмахами бича она заставила их прыгать через барьеры и в кольца.

(35) Тот, влюблённый в дикую львицу, лизал руки укротительницы. (36) Замышлявший освободить всех львов, укусил, подобно хорошо дрессированной собаке, одного из своих товарищей, замедлившего дать лапу, а мечтавший умереть, созерцая заходящее солнце, задрожал всем телом при холостом выстреле пистолета.

(37) Представление кончилось, и укротительница, выходя из клетки, бросила львам по куску мяса, а они, зажав его в лапы, стали пожирать, видимо довольные, с потухшим взором.

(38) Не то же ли бывает с людьми? (39) Эти три льва — не чудные ли мечты юности: страстной любви, жажды славы, возвышенных стремлений? (40) Но есть хочется... (41) Укротительница — это жизнь.

(42) Вот каковы были мои мысли — и я перестал ходить в цирк.

(По Н. Гейнце)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор перестал ходить в цирк?»

  1. Он уже перестал получать удовольствие от акробатов, гимнастов, дрессировщиков.
  2. В цирке он не смотрел представление, а думал о своём.
  3. Он проводил параллель между миром дрессированных животных и миром людей, и это вызывало у него грустные мысли.
  4. Он не любил дрессированных животных.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мечты» (предложение 39).

  1. идеалы
  2. фантазии
  3. сны
  4. принципы

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является риторический вопрос.

  1. Кто думает подчинить меня? Перед кем склонится моя гордая воля?
  2. Теперь я не хожу туда вовсе. Почему?
  3. Как различны по возрастам впечатления прочитанного, слышанного и виденного!
  4. Я помню, когда последний раз был я там, меня посетили очень странные мысли...

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове НЕСЧАСТНЫХ (предложение 24) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове НАПОКАЗ (предложение 23) последний звук — [з].
  3. В слове ТЮРЬМЫ (предложение 28) мягкость согласного [р’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове БАРЬЕРЫ (предложение 34) звуков столько же, сколько букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. созерцая
  2. укротительницу
  3. отворённой
  4. впечатления

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. испугалась
  2. откликнется
  3. обширной
  4. безграничные

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что слово образовано от глагола совершенного вида?

  1. слышанного
  2. виденного
  3. отдаленную
  4. пустынный

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложения 17—18 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4 Среди предложений 12—25 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Так,(1) казалось мне,(2) думали эти три молодых льва,(3) заключённые в клетке,(4) стоявшей на арене,(5) когда в быстро отворённой дверце появлялась укротительница.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 31.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Нас будут десятки,(1) сотни,(2) тысячи,(3) и только тогда,(4) когда на всём земном шаре не будет ни одного льва в заключении,(5) возвращусь я в родные страны, (6)как подобает царю-победителю.

В8 Среди предложений 1—8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 20—30 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-1; АЗ-1; А4-2; А5-3; А6-1; А7-3.

Б1-заключенных; Б2-пойдём вдвоём; Б3-три льва ходили; Б4-16; Б5-1,2; Б6-2; Б7-4,5,6; Б8-8; Б9-25.

Часть3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного российского филолога Григория Яковлевича Солганика: «Самое удивительное и распространённое среди изобразительно-выразительных средств — метафора, или скрытое сравнение».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Метафора — это изобразительно-выразительное средство, основанное на употреблении слов в переносном смысле. Метафорический перенос осуществляется на основании сходства предметов и явлений по форме, цвету, назначению. Метафора часто встречается в речи и служит для усиления её выразительности.

Примеры

Найти в тексте примеры метафорического переноса и показать, зачем автор применяет метафору, что он хочет передать, какую картину нарисовать.

Рейтинг@Mail.ru