Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 36

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Чтобы понять жителей другой страны, знания их языка явно недостаточно. Существуют не менее важные средства коммуникации — мимика и жесты, и они везде разные. У нас, к примеру, высовывая язык, дразнят собеседника, китайцы так угрожают, тибетцы здороваются, а индейцы майя соглашаются. Жестов, выражающих радость, гнев, разочарование, столько, что впору составлять словари. Появилась наука ки-несика, изучающая невербальные способы выражения эмоций.

Наблюдая за мимикой и жестами обезьян, можно легко догадаться, что невербальные способы общения появились куда раньше, чем членораздельная речь.

Указывать пальцем на желаемый предмет, грозить кулаком, топать ногами — что может быть проще? Это так называемые неусловные жесты, уходящие в глубокую древность и понятные любому человеку. Ещё Николай Миклухо-Маклай доказал, что европейцы и папуасы Новой Гвинеи одинаково понимают улыбку, плач, выражение страха или удивления. Иное дело жесты условные, присущие определённым нациям, сословиям, группам людей, объединённых какой-либо идеей, или даже религиям. Что такое крестное знамение, как не условный жест христиан? В индуизме особые жесты передают сложные чувства и понятия не только в религиозных ритуалах, но и в танце.

Есть жесты, свойственные определённым профессиям, например, честь, отдаваемая военными, или движения рук морских сигнальщиков. Есть партийные жесты: пионерский салют или приветствие нацистов. Один и тот же жест в разные эпохи и в разной среде может пониматься по-разному. К примеру, на Западе пальцы, растопыренные в виде латинской буквы V, — победу. Но с таким смыслом этот жест сложился только со времени Второй мировой войны, до этого растопыренные в форме латинской V пальцы, вскинутые над собеседником, означали призыв замолчать. В Италии это оскорбительный намёк на супружескую неверность, а у нас — это «коза», то есть выражение угрозы в уголовной среде. (260 слов)

(В. Эрлихман )


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Мимика и жесты как важные средства коммуникации различаются в разных культурах

2 - Невербальные средства общения появились раньше вербальных

3 - Жесты разделяются на условные и неусловные

4 - Один и тот же жест в разные эпохи и в разной среде может пониматься по-разному

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Дом рассохся от старости. (2) А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром. (3) Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. (4) Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.

(5) Чайковскому нравился этот деревянный дом. (6) В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. (7) Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. (8) Растрёпанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

(9) Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. (10) Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (11) Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

(12) Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (13) Неприятное осталось позади., а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (14) На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, запоют двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.

(15) Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония. (16) «Прекрасная оркестровка!» — думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева. (17) С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждёт, когда композитор сядет за рояль, и скучает без звуков.

(18) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из неё любимую ноту. (19) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.

(20) То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей — кто-то трогал струну, и Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. (21) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!

(22) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а всё написанное только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. (23) Но ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. (24) Нет, очевидно, это ему не дано. (25) Он никогда не ждал вдохновения. (26) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(27) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождём, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии. (28) Он без остатка отдал своё сердце России — её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (29) Но с каждым днем его всё больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. (30) Он должен добиться этого, нужно только не щадить себя.

(По К.Г. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём думал П.И. Чайковский ночью?»

  1. Он вспоминал прошлое.
  2. Он думал о Пушкине.
  3. О том, что не выполнил свою миссию до конца.
  4. О том, что половицы в доме скрипят.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дань» (предложение 22).

  1. дар
  2. подать
  3. то, что нужно воздать
  4. уступка

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Дом рассохся от старости.
  2. Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля.
  3. Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.
  4. Он без остатка отдал своё сердце России — её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ОРКЕСТРОВКА (предложение 16) согласный звук [т] не является непроизносимым.
  2. В слове ВОСТОРГ (предложение 23) последний звук — [к].
  3. В слове ТОНЧАЙШИМ (предложение 14) мягкость согласного [н’] определяется уподоблением последующему согласному.
  4. В слове ЗАПОЁТ (предложение 13) все согласные звуки твёрдые.

А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. вереницы
  2. раздражало
  3. стебельком
  4. пробирался

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением — «присоединение»?

  1. приглядываясь
  2. прищуренными
  3. прилипшего
  4. прихожей

А7 В каком слове правописание суффикса определяется его безударной позицией?

  1. потрескивает
  2. кучевых
  3. зрелища
  4. заброшенные

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ПОЗЛАЩЁННЫЕ из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложения 21 словосочетание, в котором слова со единяются способом примыкание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 28.

В4 Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным уточняющим оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Пожалуй,(1) больше всего ему помогали леса,(2) лесной дом,(3) где он гостил этим летом,(4) просеки,(5) заросли,(6) заброшенные дороги,(7) в колеях которых,(8) налитых дождём,(9) отражался в сумерках серп месяца,(10) этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты,(11) и он был уверен,(12) что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Со стороны это выглядело,(1) должно быть,(2) забавно,(3) когда пожилой композитор пробирался к роялю,(4) приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

В8 Среди предложений 18—26 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 18—26 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-3; АЗ-2; А4-4; А5-1; А6-3; А7-2.

Б1-позолочённые; Б2-проиграть сейчас; Б3-он отдал сердце; Б4-20; Б5-1; Б6-3; Б7-3; Б8-22; Б9-21.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Имя прилагательное — это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? и т.п. В тексте прилагательные выполняют важную роль: они называют признаки предметов и явлений, позволяют описать всё окружающее и внутренний мир человека, делают нашу речь выразительнее.

Примеры

Привести пример использования в исходном тексте имени прилагательного и разъяснить, что с помощью этого слова автор описывает признаки предмета (явления), помогая читателю лучше представить предмет.

Рейтинг@Mail.ru