Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 35

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Понимание того, что все мы разные, приходит к нам в детстве. Ещё не зная значения слова «характер», мы делим своих знакомых на злых и добрых, весёлых, и грустных. Во взрослой жизни мы избегаем людей с «тяжёлым»характером и приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно.

Характер человека — это определённый способ мышления, проявляющийся в системе отношений к людям, делу, себе и собственности.

Сколько бы раз человек ни оказывался в похожих ситуациях, его реакция всегда будет примерно одинаковой. Хорошо зная человека, можно с большим процентом вероятности предугадать развитие событий. Обычно по тому, как ведёт себя человек, и оценивают его характер, проявление которого связано с темпераментом, задатками и способностями.

Качества темперамента являются врождёнными и проявляются в эмоциональности, скорости движений и мышления, общительности. Характер человека не является врождённым свойством личности, он формируется на протяжении всего жизненного пути, его предпосылки можно усмотреть с самого раннего возраста, однако первые проявления можно обнаружить у двенадцатилетних подростков.

Многие черты характера базируются на особенностях темперамента. Терпеливость и усидчивость более свойственны флегматику и меланхолику, а общительность холерику и сангвинику.

Чем меньше ребёнок, тем меньший у него жизненный опыт и тем менее развито умение управлять собой. Велика роль окружающих ребёнка взрослых, которые регулируют поведение малыша и выступают в качестве учителей. Чем выше уровень учителя, тем более успешного ученика он может воспитать. Хорошие качества будут лучше привиты в том случае, если значимые для ребёнка люди будут сами их проявлять.

В прошлом делалось множество попыток просчитать влияние на формирование характера ребёнка факторов окружающей среды. Их можно свести к простым истинам: любите своего ребёнка, будьте естественными, руководствуйтесь не теориями воспитания, а своими чувствами и чувствами ребёнка. (266 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Понимание того, что у всех нас разные характеры, приходит в детстве

2 - По тому, как ведёт себя человек, оценивают его характер, а по характеру предугадывают поступки

3 - Характер человека не является врождённым, а формируется в течение жизни, базируясь на темпераменте

4 - Окружение ребёнка влияет на формирование характера

5 - Характер формируется успешнее в атмосфере любви и понимания

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Однажды утром меня разбудили громкие «возгласы» моей знакомой птички. (2) Я подошла к окну, стала осматривать двор: ничего странного, ничего страшного, но чего же она так шумит? (3) Побежала к другому окну: маленький серый комочек в траве, совершенно неподвижный. (4) Господи, только не это! (5) Всматриваюсь, бегаю от окна к окну: птенец, оперившийся, уже большой, но ещё не летает. (6) Слава Богу! Живой! (7) И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и всё начинаю понимать. (8) Господи, а если коты, или еноты, которые здесь часто по ночам гуляют, или ещё что?

(9) С этого начались наши тревожные времена, мои и мамаши выпавшего птенца. (10) Целый день я гоняла котов, предвкушавших лёгкую добычу, со своего двора, а она отлучалась за очередным червяком или мухой для своего прожорливого дитяти и, отдав корм птенцу, улетала вновь. (11) Подходить к птенцу, брать его я не решалась, так как не раз слышала о том, что некоторые птицы бросают гнезда, если к ним кто-нибудь прикоснётся или приблизится. (12) А потом наступила длинная бессонная ночь. (13) Птенец по-прежнему сидел в траве, а его мать непрерывно с ним перечирикивалась, находясь где-то рядом, я же сидела на крыльце и сторожила их покой.

(14) Наутро моя крылатая подруга наконец-то нашла выход из положения: она начала учить птенца передвигаться по земле прыжками.

(15) Подлетая, отлетая, прыгая рядом со своим птенчиком, она довольно быстро добилась первых успехов: птенец начал нерешительно, потихоньку скакать в траве. (16) Но когда она опять улетала на поиск добычи, он опять замирал на месте и ждал свою мать. (17) И вот в один из таких перерывов начался дождь, стал усиливаться и перешёл в настоящий ливень. (18) Я думала о том, что делать, забрать ли птенца в дом или оставить в траве, чтобы его не потеряла мать. (19) Но ведь он продрогнет и может умереть. (20) Ещё минута сомнений — и послышалось знакомое щебетание: мать была рядом. (21) Картина, которую я увидела через минуту, ошеломила меня: мать присела рядом с вымокшим испуганным птенцом и прикрыла его крылом. (22) Так, почти неподвижно, они просидели в траве, пока не закончился дождь.

(23) Потом выглянуло солнышко. (24) Снова уроки передвижения, кормёжка... (25) А к вечеру, когда птенец совсем уже распрыгался, его сообразительная мать присела на низкие перила крыльца и стала, как мне показалось, призывать своё чадо забраться туда же. (26) Но как? (27) Он ведь не летал. (28) Прыжок, ещё прыжок...

(29) Я просила его взмахнуть крылышками, заклинала спастись, повторяя на человеческом языке, наверное, то же самое, что непрерывно щебетала ему мать.

(30) Опять прыжок. (31) Нет, не получается... (32) И вот долгожданный миг: первый шаг сделан, два-три быстрых неуклюжих движения крылышками — и птенец рядом с матерью на перилах моего крыльца.

(33) Я вздохнула с облегчением: кажется, этой ночью можно спать спокойно. (34) А ты, глупышка-птенец, запомни этот урок, будь таким же заботливым родителем, как и твоя великая мать.

(По Т. Калашниковой)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчица говорит, что для неё и птицы «начались ... тревожные времена»

  1. Они обе нервничали из-за случившегося с птенцом.
  2. Героиня переживала, сможет ли мать прокормить птенца.
  3. Ей казалось, что мать не вернётся к птенцу.
  4. Она думала, что птенец может улететь и покинуть мать.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «великая» (предложение 34).

  1. известная
  2. гениальная
  3. самоотверженная
  4. грандиозная

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является перифраз.

  1. Господи, а если коты, или еноты, которые здесь часто по ночам гуляют, или ещё что?
  2. Птенец по-прежнему сидел в траве, а его мать непрерывно с ним перечирикивалась, находясь где-то рядом, я же сидела на крыльце и сторожила их покой.
  3. Наутро моя крылатая подруга наконец-то нашла выход из положения: она начала учить птенца передвигаться по земле прыжками.
  4. Картина, которую я увидела через минуту, ошеломила меня: мать присела рядом с вымокшим испуганным птенцом и прикрыла его крылом.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЗАБРАТЬСЯ (предложение 25) согласный звук [т’] является непроизносимым.
  2. В слове СДЕЛАН (предложение 32) первый звук — [з’].
  3. В слове ВЕЛИКАЯ (предложение 34) мягкость согласного [в’] на письме обозначена буквой Е.
  4. В слове ЩЕБЕТАНИЕ (предложение 20) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. очередным
  2. оперившийся
  3. прикоснётся
  4. с облегчением

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. изгородью
  2. испуганным
  3. присела
  4. предвкушавших

А7 В каком слове правописание суффикса определяется тем, что он всегда пишется единообразно?

  1. прожорливого
  2. осматривать
  3. слышала
  4. увидела

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ЗАКЛИНАЛА из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложений 2—3 словосочетания, в которых слова соединяются способом примыкание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В4 Среди предложений 23—34 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (выражении).

А к вечеру,(1) когда птенец совсем уже распрыгался,(2) его сообразительная мать присела на низкие перила крыльца и стала,(3) как мне показалось, (4) призывать своё чадо забраться туда же.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Подходить к птенцу,(1) брать его я не решалась,(2) так как не раз слышала о том,(3) что некоторые птицы бросают гнёзда,(4) если к ним кто-нибудь прикоснётся или приблизится.

В8 Среди предложений 14—22 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 23—34 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-1; А2-3; АЗ-3; А4-1; А5-3; А6-4; А7-1.

Б1-убеждала, уговаривала; Б2-совершенно неподвижный, так шумит; Б3-вижу, начинаю понимать; Б4-29; Б5-3,4; Б6-3; Б7-2,3,4; Б8-14,15; Б9-32.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного российского филолога Григория Яковлевича Солганика: «... Главная установка разговорной речи — установка на непринуждённое, естественное, неподготовленное общение. Эта установка в совокупности с условиями реализации разговорной речи и определяет её языковой облик».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Особенностью разговорной речи является непринуждённость, то есть отсутствие жёсткой формы высказывания, некоторая свобода в выражении мысли и построении фразы, которая, как правило, не подготавливается говорящим заранее, а составляется на ходу, спонтанно.

Примеры

Найти в тексте фрагменты разговорного стиля и разъяснить, что они по своей форме не соответствуют каким бы то ни было шаблонам, как, например, это часто бывает в деловом письменном общении. Показать, что высказывания героини естественным образом отражают её эмоции и чувства.

Рейтинг@Mail.ru