Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 25

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Знаменитый Мон Сен-Мишель, гранитный остров у берегов Нормандии, ошеломляет. На вершине скалы на высоте почти 80 метров растут ввысь стены старинного аббатства. Кругом море. Лишь двухкилометровая дамба соединяет остров с материком. «Пирамидой в океане» назвал его неисправимый романтик Виктор Гюго.

С островом связано множество старинных легенд. Одна из них рассказывает, как в 708 году архиепископу Оберу явился во сне архангел Михаил. Недоверчивый епископ не внял знамению, и тогда небесный посланник, разгневавшись, резко ткнул его пальцем. В память об этом чуде на острове появилось первое сооружение — базилика святого Михаила. Позже герцог Нормандии передал остров монашескому ордену. Монахи основали аббатство и начали бесконечное строительство.

В Мон Сен-Мишель ведут Королевских врата. В крошечных, почти игрушечных домах ХУ-ХУ1 веков, плотно прильнувших друг к другу, открыты кафе, рестораны, гостиницы и палатки с сувенирами. Легко представить себе здесь не современных туристов, а пышно одетую средневековую знать и закутанных в лохмотья паломников. Но постоянно отвлекает обычная мирская суматоха: восторженные возгласы, щелчки фотоаппаратов и едва слышное жужжание видеокамер.

В глубь острова идёт единственная улица, которая упирается в широкую лестницу. Ступеньки неудержимо бегут вверх. С западной террасы открывается вид на море. По беспредельной серо-голубой поверхности рассыпаны островки-точки. Чтобы убедиться в том, что подобного Мон Сен-Мишелю острова нет, нужно продолжить знакомство: заглянуть в церковь, углубиться в бесконечный лабиринт монастырских переходов, где причудливо смешались музыка и тишина, свет и тень.

Сейчас здесь тихо и пустынно. Навсегда застыл в беззвучии колокол, не слышны тихие шаги в галерее крестного хода. Но по-прежнему во внутреннем садике, отгороженном от мира пространстве с узкими окошками-бойницами и невысокими хрупкими колоннами, растут трава и цветы. Здесь ничто не в силах отвлечь от философских размышлений о смысле бытия. (269 слов)

(По О. Феденковой)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Мон Сен-Мишель, гранитный остров у берегов Нормандии, ошеломляет

2 - С островом связано множество старинных легенд

3 - Средневековые улицы Мон Сен-Мишель наполнены туристами

4 - Знакомство с церковью и монастырскими переходами убеждает в том, что подобного Мон Сен-Мишелю острова нет

5 - Обстановка острова вызывает философские размышления о смысле бытия

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(I) На Выборгской стороне, где мы жили, чуть ли не в каждом третьем доме имелась булочная. (2) Были обыкновенные, русские, были финские, где продавались «финские сэпики», «финский крэкер», удивительно вкусные кренделя, лиловато-коричневые с поверхности, с угольками и соломинками, припёкшимися к их нижней светлой стороне...

(3) И тем не менее каждое утро по всем лестницам всех домов мчались вверх и вниз нагруженные громадными, в пол человеческого роста, прутяными корзинами «булочники». (4) Смысл их работы заключался в возможности заскочить в каждую кухню раньше, чем горничная или кухарка успеют, обмотавшись тёплым платком, выпорхнуть на морозную или дождливую улицу. (5) Они ухарски, но и очень легко, скидывали на пол корзину, снимали с неё подбитую для теплоизоляции клеенкой и ещё чем-то крышку, и по кухне растекался сладкий и тёплый тестяной и сахарный дух.

(6) На верху корзины был плоский вкладыш с пирожными, ниже лежали мелкие копеечные булочки всех сортов — розанчики, пистолетики, подковки, с тмином и с маком, облепленные сахарной глазурью и присыпанные крупной, как битое стекло, солью. (7) Тесто, возможно, всюду было одно, но испечено и вылеплено всё это было так, что у каждого сорта оказывался свой вкус, свой вид, своя примета. (8) На каждый находились любители: всем хотелось именно своего.

(9) Внизу, в тепле, сохранялись крупные изделия: батоны, «домашние» булки, которые я очень любил, и калачи, с сырой мучкой под тестяным вкусным язычком. (10) Были там и сушки — розовые, шафранные, всякие...

(11) И, естественно, заспанной горничной уже никак не хотелось теперь выбегать в такую рань на мороз, и она тут же покупала копеечные булки по две штуки на алтын, не выходя из дома. (12) А барыня, сладко спавшая в этот хлопотливый утренний час, смутно догадывалась об обмане, но не давала себе труда наводить следствие...

(13) В летние месяцы из дворовых окон можно было услышать протяжный, надсадный вопль: «Моро-о-жин-но! Моро-о-жин-но! Сливош-но-фисташково-лимонно моро-о-жин-но!»

(14) По мостовой двигалась закрытая тележка-ящик. (15) Её толкал перед собой дядя в кожаном картузе и белом фартуке и чёрных, тоже кожаных, нарукавниках на локтях. (16) Вафли и формочки для них появились много позже; в девятисотых годах были только круглые и грушеобразные ложки на длинных ручках, ими и отмерялись порции.

(17) Да ведь стоит вспомнить, что никаких холодильников, никаких «хладокомбинатов» тогда не было. (18) Не было и «сухого льда».

(19) Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду... (20) А мороженое было вкусно!

(21) Ближе к осени звучала другая песня: «Арбузы, арбузы! Арбузы астраханские, арбузы! Кваску грушевого, яблочного, кваску!»

(22) Задержанный окликом сверху, останавливался мороженщик, замедляли ход астраханские арбузы. (23) Иногда выбегали на улицу посланные; случалось, сам владелец тележки поднимался наверх.

(24) Сейчас меня удивляет: как редко тогдашние питерцы позволяли себе и своим чадам такие плодово-фруктовые удовольствия. (25) Никто ничего не слыхал тогда про витамины, никто и не воображал, что фрукты полезны. (26) А дынь в тогдашнем Петербурге и вообще почти никто не ел, в больших гастрономических магазинах продавали их как редкость.

(По Л. Успенскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем, по вашему мнению, автор объясняет необыкновенную привлекательность тех самых булок, которые были во времена его детства?»

  1. Они все были испечены из разного теста.
  2. Это было единственное в ту пору лакомство.
  3. Автор вообще любитель булок.
  4. Их по-разному посыпали и придавали им разную форму, поэтому каждый мог найти хлеб по вкусу.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «растекался» (предложение 5).

  1. образовывал лужи
  2. плыл в разном направлении
  3. распространялся
  4. располагался

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. И тем не менее каждое утро по всем лестницам всех домов мчались вверх и вниз нагруженные громадными, в пол человеческого роста, прутяными корзинами «булочники».
  2. Смысл их работы заключался в возможности заскочить в каждую кухню раньше, чем горничная или кухарка успеют, обмотавшись теплым платком, выпорхнуть на морозную или дождливую улицу.
  3. А барыня, сладко спавшая в этот хлопотливый утренний час, смутно догадывалась об обмане, но не давала себе труда наводить следствие...
  4. А дынь в тогдашнем Петербурге и вообще почти никто не ел, в больших гастрономических магазинах продавали их как редкость.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЛЕСТНИЦАМ (предложение 3) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ВСЮДУ (предложение 7) первый звук — [ф].
  3. В слове ЛЮБИТЕЛИ (предложение 8) мягкость согласного [б’] на письме обозначена буквой И.
  4. В слове РЕДКОСТЬ (предложение 26) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. отмерялись
  2. корзинами
  3. заскочить
  4. обмотавшись

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что пишется всегда единообразно?

  1. присыпанные
  2. надсадный
  3. испечено
  4. припёкшимися

А7В каком слове правописание -Н- определяется тем, что слово является кратким страдательным причастием?

  1. вылеплено
  2. в кожаном
  3. мороженого
  4. полезны

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените индивидуально-авторское слово УХАРСКИ из предложе ния 5 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание САХАРНОЙ ГЛАЗУРЬЮ (предложение 6), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 19.

В4 Среди предложений 9—13 найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.

На верху корзины был плоский вкладыш с пирожными,(1) ниже лежали мелкие копеечные булочки всех сортов — розанчики,(2) пистолетики,(3) подковки,(4) с тмином и с маком,(5) облепленные сахарной глазурью и присыпанные крупной,(6) как битое стекло,(7) солью.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Внизу,(1) в тепле,(2) сохранялись крупные изделия: батоны,(3) «домашние» булки,(4) которые я очень любил,(5) и калачи,(6) с сырой мучкой под тестяным вкусным язычком.

В8 Среди предложений 14—20 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 6—12 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-3; АЗ-3; А4-4; А5-3; А6-2; А7-1.

Б1-задорно, бойко; Б2-глазурью из сахара; Б3-килограмм мороженого вертелся; Б4-9; Б5-6,7; Б6-2; Б7-4,5; Б8-16; Б9-7.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинаний — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Знаки препинания помогают пишущему структурировать текст и, следовательно, точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему — понять их. Каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Точка показывает, что мысль закончилась, а запятая может свидетельствовать о незавершённости мысли, о перечислении или выделении фрагмента текста и т.д.

Примеры

Проанализировать примеры использования знаков препинания автором исходного текста.

Рейтинг@Mail.ru