Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 24

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Футбол едва ли не самое удивительное явление в национальной истории Бразилии и мировом спорте. Бразилия — единственный пятикратный чемпион мира. Откуда же такой успех?

Тренер и журналист Жуан Салданья объяснял его так: «Мы можем играть в футбол с января до декабря. Сам климат способствует физическому развитию наших игроков. Их мускулы гибки, мышцы разогреваются под ярким солнцем сами по себе». Самозабвение на поле у бразильцев и страсть к игре и сейчас в крови, это заметно в каждом касании мяча. У них всегда получается очень красивый, яркий и вольнолюбивый футбол. Впрочем, за последние 30 лет ситуация тут всё же изменилась.

Главными отправными точками перемен стали поражение в финале чемпионата мира 1950 года и победа в 1970-м. Что касается первого случая, то сложно передать масштаб драмы, им вызванной. Ведь это был первый и единственный за всю историю чемпионат, проходивший в Бразилии. Специально для финала построили самый большой на тот момент стадион в мире на 200 000 зрителей. На решающем матче национальной сборной против Уругвая присутствовало около 200 тысяч человек, и, к ужасу всех и каждого из них, страна потерпела поражение со счетом 1:2! Народное горе было так велико, что впервые всерьез заговорили о необходимости футбольных реформ.

Победа в 1970-м совпала с новой общемировой тенденцией: стало возможно свободное и массовое перемещение талантов с континента на континент, или, проще говоря, торговля спортсменами. Бразилия поняла: продажа ценных игроков за рубеж поможет национальному спорту материально, прославит бразильскую школу мастерства и повысит шансы сборной на новые победы: проданные за рубеж звезды в сильных европейских чемпионатах часто расцветают, класс их игры повышается. И вот результат: сейчас бразильцы играют практически во всех успешных европейских клубах. (264 слова)

(По А. Кузнецову)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Бразилия — единственный пятикратный чемпион мира по футболу

2 - Климат и традиции Бразилии способствуют развитию футбола в стране

3 - Поражение в финале чемпионата мира 1950 года заставило задуматься о необходимости футбольных реформ

4 - После победы в 1970 году Бразилия активно продает игроков в зарубежные клубы

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Весна в изломе. (2) Вот-вот перейти ей в короткое быстротечное заполярное лето, да отчего-то медлила, тянулась весна, и, когда истаяла, утекла в озёра и реки, людей шатало от голода.

(3) По дымящейся сизым паром, мокрой тундре брёл парнишка в больших изодранных броднях, часто наклонялся, обирая с кочек и со мха-волосца, зеленого зимой и летом, прошлогоднюю, перемерзлую клюкву, почти уже вытекшую...

(4) На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвёрнуто, хлябали, вязали ноги. (5) Парнишка упал, отдышался, стал подниматься на руках и замер, увидев перед носом цветок на мохнатой ножке. (6) Вместо листьев у цветка были крылышки, тоже мохнатые, два крылышка в слабом, дитячьем пере, и мохнатый, точно куржаком охваченный, стебелёк подпирал чашечку цветка, в чашечке мерцала тоненькая, прозрачная ледышка.

(7) Солнце, выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой, вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры, загоняло в заросли стлаников, смахивало к озёрам, в поймы рек. (8) А этот цветок дерзко стоял на обдувном холме, где не отошла ещё, лишь отпотела тонкая корочка земли, питая робкие, паутинно-тонкие всходы мхов, нити сухоросной травки, сереньких, как бы вымороженных до погибельной сухости кустиков голубики. (9) Один лишь цветок жил на холме уверенно, вызывающе, не прячась в благостное затишье, дерзко выйдя навстречу зазимкам, ветрам, таким частым тут в весеннюю пору.

(10) Цветок караулил солнце. (11) Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка. (12) Льдинка подтаивала, оседала, шире распирая празднично сияющие лепестки цветка, будто створки ворот, и тогда чашечка, почти выворачиваясь живым зевом, подставляла маковку солнцу, а льдинка оборачивалась в светлую каплю, освежая и питая собою цветок и назревающее в нём семя.

(13) До ухода солнца, до самой последней секунды заката, цветок дышал теплом светила, поворачивая вслед ему яркую головку, после чего лепестки, с исподу отеплённые шерстью, сразу плотно закрываются, грустно опадает головка, но внутри цветка, под лепестками, не кончается неприметная работа. (14) Жилкой вонзившегося в мерзлоту корешка цветок вытягивает влагу, дышит и обращает своё дыхание в зеркальнотонкую, прозрачную льдинку, которая утром снова поймает и соберёт в пучок лучи солнца.

(15) Из утра в утро, изо дня в день идёт невидная миру работа, пока не созреет маковка. (16) И тогда поблекнут, тряпично свернутся и опадут лепестки, сухо треснет, обломится былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром её покатит по тундре, соря чёрненькой пыльцой семян.

    * Для справок: куржак — иней; бродни — бахилы, обычная обувь сибиряка; зазимки — заморозки; маковица — вершина, верхушка, маковая головка.

(По В. Астафьеву)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что имел в виду автор, когда написал: «...обломится былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром её покатит по тундре, соря чёрненькой пыльцой семян?»

  1. Цветок погибнет от холода, его стебель обломится.
  2. Люди сломают цветок.
  3. Цветок сломается и превратится в сухой мусор.
  4. Созревшая коробочка упадёт и будет кататься по тундре, чтобы разбрасывать семена.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дерзко» (предложение 8).

  1. непочтительно
  2. оскорбительно
  3. смело
  4. грубо

А4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Солнце, выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой, вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры, загоняло в заросли стлаников, смахивало к озёрам, в поймы рек.
  2. По дымящейся сизым паром, мокрой тундре брёл парнишка в больших изодранных броднях, часто наклонялся, обирая с кочек и со мха-волосца, зелёного зимой и летом, прошлогоднюю, перемёрзлую клюкву, почти уже вытекшую...
  3. Парнишка упал, отдышался, стал подниматься на руках и замер, увидев перед носом цветок на мохнатой ножке.
  4. Льдинка подтаивала, оседала, шире распирая празднично сияющие лепестки цветка, будто створки ворот...

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БЛАГОСТНОЕ (предложение 9) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове РОБКИЕ (предложение 8) третий звук — [п].
  3. В слове ЗАТИШЬЕ (предложение 9) буквой Ь (мягкий знак) на письме обозначена мягкость предшествующего согласного.
  4. В слове ПОДНИМАТЬСЯ (предложение 5) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. соберёт
  2. коснувшись
  3. мерцала
  4. распирая

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится звонкий согласный звук?

  1. подтаивала
  2. в изломе
  3. отдышался
  4. истаяла

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что одна буква Н входит в первый суффикс, а вторая — во второй?

  1. изодранных
  2. весеннюю
  3. укутанную
  4. паутинно-тонкие

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически ней тральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ПОЙМЫ РЕК (предложение 7), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 11.

В4 Среди предложений 1—6 найдите предложение с обособленными определением и обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

На обогретом,(1) с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо,(2) хотел побежать скорее: может,(3) сова или песец задавили линялого гуся,(4) косточки да остались от него,(5) но сапоги,(6) хоть в них и было толсто подвёрнуто,(7) хлябали,(8) вязали ноги.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

А этот цветок дерзко стоял на обдувном холме,(1) где не отошла ещё, (2) лишь отпотела тонкая корочка земли,(2) питая робкие, (3) паутинно-тонкие всходы мхов,(4) нити сухоросной травки,(5) сереньких,(6) как бы вымороженных до погибельной сухости кустиков голубики.

В8 Среди предложений 7—14 найдите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с сочинительной, бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-3; АЗ-1; А4-3; А5-3; А6-2; А7-4.

Б1-болтались; Б2-речные поймы; Б3-лучи собирались, грели; Б4-3; Б5-3; Б6-4; Б7-1; Б8-8,14; Б9-4.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Григория Яковлевича Солганика: «Если разговорная речь выполняет коммуникативную функцию — функцию непосредственного общения, научный и официально-деловой — функцию сообщения, то художественный стиль выполняет эстетическую функцию, функцию эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя. Это значит, что художественная речь должна возбуждать у нас чувство прекрасного, красоты».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. С

очинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Разговорная речь служит для обмена информацией, а художественная выполняет эстетическую функцию, то есть служит для выражения отношения к прекрасному. Читая художественный текст, мы понимаем и разделяем чувства и эмоции автора, именно это и притягивает читателя в художественном тексте.

Примеры

Пример выражения эмоций в исходном тексте. Разъяснение чувств автора и способов их выражения в художественном тексте. Назвать образные выражения из исходного текста, которые особенно понравились читателю.

Рейтинг@Mail.ru