Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 22

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

«Каждый раз весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая», — писал М. Пришвин. И действительно, из года в год с непонятным волнением ждём мы пробуждения природы.

В лесу ещё лежит снег, но приметы весны всё заметнее. Из ослепительно белого снег превращается в грязно-серый, падавшие в течение зимы кусочки коры, мелкие веточки, остатки от раздолбленных дятлом шишек уже не маскируются новыми снегопадами.

Вот уже пронизанный солнечным светом весенний лес становится бледно-золотистым: ещё до появления листьев зацветает ольха. Из-за обилия крупных серёжек — мужских цветков — крона ольхи приобретает рыжеватый оттенок. Женские цветки размещаются на концах тонких веточек, и они значительно мельче. Плотные кожистые мужские серёжки образовались ещё прошлым летом и не были заметны среди листвы. Они перенесли суровые морозы, но, согретые лучами весеннего солнца, быстро увеличились в объёме и начали «пылить». Облачка пыльцы поднимаются от цветущих ветвей даже в безветренные дни, когда в серёжке лопаются пыльники. Зёрнышки пыльцы, переносимые ветром, попадают на липкие рыльца женских цветков. Хотя ольха — растение ветроопыляемое, она привлекает пчёл, собирающих пыльцу. Но сухая пыльца не держится на их тельце, и в опылении насекомые не участвуют.

Почти в то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины — орешника. В течение всей зимы мужские серёжки с вполне сформировавшимися цветками висят на ветках и переносят самые сильные морозы. Женские цветки скрыты в почках и становятся заметнее только весной, когда из чешуек появляются пурпурные кисточки рылец. В тёплую погоду серёжки растрескиваются, и стерженьки, на которых сидят цветки, растут прямо на глазах. Лещина, как и ольха, опыляется ветром. (259 слов)

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Каждый год с волнением мы ждём прихода весны

2 - В лесу постепенно тает снег

3 - Ещё до появления листьев зацветает ольха

4 - В то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Владимир Александрович Гиляровский — человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

(2) Это был весёлый труженик. (3) Всю жизнь он работал (он переменил много профессий — от волжского бурлака до актёра и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.

(4) Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». (5) Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, которые, несомненно, у него были, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого. (6) Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить — так уж бить сплеча.

(7) И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная — сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

(8) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (9) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (10) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (11) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (12) Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(13) У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

(14) Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (15) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие писатели, актёры и художники.

(16) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (17) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки — приюта нищих, босяков, отщепенцев — множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (18) Хитровцы, или хитрованцы, любили его как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, несчастий и опущенности.

(19) Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

(20) Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (21) Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (22) Лучшей охранной грамотой было его великодушие: оно смиряло даже самые жестокие сердца.

(23) Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (24) О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва».

(25) Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно её представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

(По К. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой»

  1. Гиляровский был большим и видным человеком, крепким физически.
  2. Его все любили.
  3. Он всё делал с особым размахом.
  4. Он готов был бескорыстно всего себя отдать людям.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «герой» (предложение 18).

  1. человек, выдающийся храбростью, доблестью, совершивший подвиг
  2. действующее лицо произведения
  3. лицо, являющееся предметом восхищения
  4. лицо, воплощающее в себе характерные признаки среды

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.

  1. Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы.
  2. Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить — так уж бить сплеча.
  3. Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты.
  4. Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове В СЕРДЦАХ (предложение 12) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове СДЕЛАВШИХ (предложение 13) первый звук — [з’].
  3. В слове ОКАЗАТЬСЯ (предложение 14) мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове НАСТОЯЩУЮ (предложение 3) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой парной согласной в корне.

  1. сноровку
  2. авторитетом
  3. сплеча
  4. собеседника

А6 В каком слове раздельное правописание частицы НЕ определяется тем, что у слова есть зависимое слово?

  1. не нашедших (предложение 17)
  2. не посмел (предложение 21)
  3. не только (предложение 5)
  4. не на шутку (предложение 12)

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что слово образовано от глагола совершенного вида?

  1. несомненно
  2. охранной
  3. озлобленных
  4. безнаказанно

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово СИРЫХ из предложения 19 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ (предложение 20), построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 13.

В4 Среди предложений 8—15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости,(1) доброте,(2) которые,(3) несомненно,(4) у него были,(5) но и в том,(6) что от жизни Гиляровский тоже требовал многого.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная — сивоусый(1), с немного насмешливым взглядом,(2) в смушковой серой шапке и жупане,(3) и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора,(4) силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

В8 Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 19—24 найдите сложное бессоюзное предложения. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-4; А3-3; А4-3; А5-1; А6-1; А7-3.

Б1-беспомощных, бедных; Б2-приходить без наказания; Б3-много случаев было; Б4-11; Б5-3,4; Б6-2; Б7-3; Б8-5; Б9-22.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Щербы.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Абзац — это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац служит для выделения композиционно значимых частей текста. Когда читатель видит, что фрагмент текста начинается с красной строки, он понимает, что автор переходит к новой микротеме.

Примеры

Показать, почему автор разделил текст на абзацы. Определить микротемы абзацев.

Рейтинг@Mail.ru