ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 21

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Первый управляемый летательный аппарат появился в 1852 году, когда французский инженер Анри Жиффар построил наполненный водородом воздушный шар в форме сигары и установил на нём паровую машину, которая вращала пропеллер. Своё изобретение француз назвал дирижаблем, что переводится с французского как «управляемый».

В начале XX века центром дирижаблестроения стала Германия, где строили гигантские для того времени аппараты на жёстком каркасе, а в 1910 году откр>ыли первую линию воздушного пассажирского сообщения. Во время Первой мировой войны немцы использовали дирижабли для разведки и бомбёжек позиций противника.

После войны дирижабли перевозили пассажиров из Европы через Атлантику в США. Комфорт на борту не уступал роскоши морских лайнеров, а путешествие длилось намного короче, да и вид за иллюминаторами был захватывающим.

Строительством дирижаблей занимались и в Советском Союзе. В подмосковном Долгопрудном находилась База опытного строительства. Дирижабли курсировали между Москвой, Ленинградом, Горьким и Харьковом.

Во Второй мировой войне дирижабли не участвовали: они были слишком уязвимой целью для зенитной артиллерии и истребителей, но пригодились их «собратья» — привязные аэростаты. Их поднимали в воздух, и прочные фалы создавали систему заграждения. Чтобы не зацепиться о привязной трос, пилотам приходилось летать выше уровня аэростатов, а оттуда поразить цель было труднее.

После войны дирижаблестроение практически полностью вытеснило производство самолётов и вертолётов. Но позже в промышленно развитых государствах поняли, что летательные аппараты легче воздуха смогут решать задачи, недоступные другим транспортным средствам. Современные дирижабли привлекают большой дальностью и продолжительностью полёта со скоростями до 200 км/ч.

Весьма перспективной областью применения дирижабля может стать перевозка крупногабаритных грузов. (267 слов)

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Первый дирижабль в 1852 году построил французский инженер Анри Жиффар

2 - В начале XX века центром дирижаблестроения стала Германия, и немцы использовали дирижабли во время Первой мировой войны

3 - После войны дирижабли перевозили пассажиров из Европы через Атлантику в США

4 - Во Второй мировой войне дирижабли использовали в качестве системы заграждения

5 - Сегодня дирижабли вытеснены самолётами и вертолётами, но могут быть использованы для экономичных перевозок грузов

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Официально этот вид транспорта именовался «конно-железная дорога». (2) По улице проложены рельсы, всюду только одна колея.

(3) Кое-где эта колея образует «разъезды» с раз и навсегда переведёнными стрелками: тут «вагоны конно-железной дороги» встречаются и расходятся на своём пути.

(4) Вообразите на крыше современного трамвая двойную скамью во всю длину, на которой можно сидеть спинами друг к другу, лицами — к двум противоположным сторонам улицы. (5) По бортикам крыши — лёгкие перильца, а к ним с внешней стороны прикреплены длинные рамки выполненных на жести вывесок и рекламных объявлений. (6) Высота всего сооружения получалась довольно солидная, с теперешние двухэтажные автобусы и троллейбусы. (7) По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным, но только, конечно, не современным четырёхосным, а двухосным, лёгким, в высоту же они намного превосходили их.

(8) Вот она погромыхивает тяжко и неторопливо по рельсам: ну с какой скоростью может двигаться огромный железный вагон, влекомый двумя пусть даже и хорошо кормленными лошадьми? (9) Для каждого из граждан 1970 года не представило бы ни малейшего труда слезть на ходу с этого рыдвана где-нибудь на углу Пушкарской и Введенской, наддать ходу, догнать вагон у Народного дома и снова вскочить в него.

(10) Внутри коночный вагон был оборудован двумя длинными крашенными масляной краской скамьями вдоль окон, из конца в конец.

(11) Над обеими дверьми висели фонарики, и по вечерам в них горели, тускло освещая внутренность конки, свечи. (12) Билеты были разных сортов: за пятак — вовнутрь, за три копейки — на верхотурку.

(13) Были ещё и «пересадочные», на копейку дороже: взяв такой билет, вы могли доехать до пересечения двух линий и пересесть бесплатно в вагон другого маршрута.

(14) Вот на такой конке и ездил в те годы весь демократический, для которого уже «извозец» был великой роскошью, Петербург: рабочие с далёких заводов, если нельзя было пройти пешком, студенты, когда был дождь или сильный холод, мелкие чиновники ежедневно, чиновники повыше рангом — от случая к случаю, горничные, модистки, хористки из мелких театриков, ночные бабочки, когда возвращались домой после нелёгкой своей работёнки... (15) С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замёрзшими стёклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж... (16) Шляпки, шляпки, чёрные котелки, мягкие панамы... (17) И вдруг — дождь, и вся конка сразу покрылась множеством чёрных зонтов, точно на ней вмиг выросло три или четыре десятка грибов.

(18) Смешно всё это? (19) Да, конечно, смешно. (20) Смешное, старое время, смешная жизнь, медленная, болотистая, тихая...

(21) Но, когда я закрываю глаза и передо мной встаёт в зимнем туманчике, в метели, в питерском июньском дожде высокий призрак дребезжащей на ходу всеми стёклами синей громады, мне приходит в голову, что по ступенькам таких конок поднимался иной раз на империал Александр Блок и оттуда видел свои улицы, свои фонари и аптеки, своих Незнакомок и Фаин. (22) В этих кузовах мог ехать и молодой, ещё не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин. (23) И тут смех уходит в сторону, и на его место встаёт почтение к прошлому, большая гордость, что оно было и что я его помню.

(24) Каждому овощу своё время. (25) Конке — тоже.

(По Л. Успенскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Как автор относится к старому транспортному средству — конке?»

  1. Это приятные воспоминания.
  2. Автор не проводит параллели между историей конки и историей города.
  3. История конки, по мнению автора, неотъемлемая часть истории города.
  4. Автор рад; наступлению эпохи технического прогресса и возможности передвигаться с помощью современного транспорта.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «империал» (предложение 21).

  1. старинная монета
  2. второй этаж конки
  3. первый этаж конки
  4. прицепной вагон

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.

  1. И тут смех уходит в сторону, и на его место встаёт почтение к прошлому, большая гордость, что оно было и что я его помню.
  2. Вот на такой конке и ездил в те годы весь демократический, для которого уже «извозец» был великой роскошью, Петербург...
  3. Внутри коночный вагон был оборудован двумя длинными крашенными масляной краской скамьями вдоль окон, из конца в конец.
  4. Билеты были разных сортов: за пятак — вовнутрь, за три копейки — на верхотурку.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ОКРЕСТНЫЙ (предложение 15) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ДОЖДЬ (предложение 17) последний звук — [т’].
  3. В слове ГОРДОСТЬ (предложение 23) мягкость согласного [с’] является результатом уподобления последующему согласному.
  4. В слове РАЗЪЕЗДЫ (предложение 3) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. вскочить
  2. созерцающим
  3. встречаются
  4. расходятся

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. бесплатно
  2. прикреплены
  3. представило
  4. расходятся

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что у слова есть зависимое слово?

  1. крашенными (предложение 10)
  2. внутренность (предложение 11)
  3. залепленные (предложение 15)
  4. переведёнными (предложение 3)

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ЖЕЛЕЗНЫЙ ВАГОН (предложение 8), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 22.

В4 Среди предложений 14—22 найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырёхосным,(4) а двухосным,(5) лёгким,(6) в высоту же они намного превосходили их.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

И тут смех уходит в сторону,(1) и на его место встаёт почтение к прошлому,(2) большая гордость,(3) что оно было и что я его помню.

В8 Среди предложений 18—25 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным и однородным соподчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 14—20 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-2; АЗ-2; А4-4; А5-1; А6-3; А7-1.

Б1-холодные, замёрзшие, промёрзшие; Б2-вагон из железа; Б3-Шаляпин мог ехать; Б4-14; Б5-2,3; Б6-4; Б7-3; Б8-21; Б9-17.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Григория Яковлевича Солганика: «Два предложения оказываются связанными по смыслу в том случае, если они имеют какой-либо общий компонент (слово или словосочетание)... Как правило, общий компонент соединяемых фраз повторяется в каждой из них».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

В тексте предложения связаны друг с другом. Средствами связи могут быть слова, повторяющиеся в обоих предложениях, синонимы, антонимы, замена слова местоимением.

Примеры

Назвать средства связи (лексический повтор, замена слова местоимением, замена синонимом) любых двух соседних предложений.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru