Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Величественные суровые воды Тихого океана — вотчина нерки, рыбы из семейства лососёвых, удивительной тем, что в период нереста она, повинуясь инстинкту, проходит тысячи километров. Множество нерки либо гибнет в пути, либо становится добычей лесных обитателей.

Путь нерок против течения нелёгок. Местами рыбам приходится просто ползти по дну, проталкиваться сквозь плотные ряды своих товарищей, царапая бока, разрывая чешую и плавники. Но они с упорством преодолевают все препятствия, проплывая многие сотни километров, пока не доберутся до места, где им предстоит, исполнив родительский долг, замкнуть жизненный круг. Трудное путешествие вверх по рекам и ручьям, преодоление порогов и водопадов — самое важное в полной странствий жизни нерок. В пути нерка переживает значительные изменения. Она совсем перестаёт есть, желудок, кишечник и печень перестают функционировать, активно работают только железы внутренней секреции. Изменяется и окраска. Серебристые с тёмно-синей спиной рыбы в брачный период становятся кроваво-красными с зелёной головой.

Добравшись до нерестилища, самки приступают к поиску партнёра. Сложившаяся пара, кружась в брачном танце, отправляется на поиск места для гнезда. Как только оно выбрано, самка, держась головой против течения, хвостовым плавником раскапывает песок и гравий на дне. Самка нерки в среднем откладывает 3 000 икринок.

Когда мальки выберутся из-под слоя гальки, они будут похожи на тоненькие ниточки. Через несколько недель появятся плавники, потом жабры, а тело покроет первая чешуя. Первый год жизни маленькие нерки проведут на родном мелководье. Через год или два они покинут пресные воды, скатившись вниз по реке в море.

Когда вместе с нерестом кончается последнее в их жизни лето, нерки буквально на глазах начинают стареть. Все их силы потрачены в брачный сезон, и, по безжалостным законам природы, жить им дальше незачем. (253 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Нерка водится в Тихом океане, а к местам нереста проделывает долгий и трудный путь, в течение которого часть рыб гибнет, а остальные сильно изменяются

2 - На нерестилище пары нерки откладывают икру

3 - Первый год жизни мальки нерки проводят в пресной воде, а после плывут в океан

4 - После нереста взрослые нерки погибают

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А 7; В1—В9. К каждому заданию А1—А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый Пушкин. (З)Такую толстенную книгу Вовка никогда не видал.

— (4)Давай почитаем! — торопился Вовка.

(5)Как мы читали Пушкина! (б)Первый раз — самостоятельно, без руководства взрослых, пусть даже очень хороших и мудрых, как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, который зачем-то прятали от нас прежде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги, и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна. (7)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

(8)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

(9)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. (10)Ну, например, я спрашивал своего друга:

— (11)Как ты вчера до дому довлачился? (12)В обитель дальнюю?

(13)А Вовка отвечал:

— (14)Поздно уже прикандыбал. (15)Почти пред ясным восходом зари.

(16)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень. (17)Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, чего это мы так по-дурацки шутим, мы бы, наверное, смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, но мы ведь переговаривались негромко, говоря друг дружке свои замечательные тирады, и, по крайней мере, никому другому знаний своих не демонстрировали.

(18)Лишь однажды Вовка сорвался.

(19)Так уж выходило, что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи пушкинские обороты, поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны, когда он вдруг сжал кулак и крикнул:

— (20)Вострепещи, тиран! (21)Уж близок час паденья!

(22)Это было в начале последнего урока. (23)Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.

(24)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд. (25)Вот Вовка и не выдержал.

(26)Все засмеялись его необыкновенным словам — все, кроме меня и Анны Николаевны. (27)Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, а потом долго смотрела ему вслед, пока мой друг, притихший, медленно, словно раненый, шёл к парте, усаживался, лез зачем-то в портфель.

— (28)М-мда! — задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала:

— (29)Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!

(По А.А. Лиханову)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему герои текста вели странные речи, по-дурацки шутили»?

  1. Им казалось, что это признак интеллигентности и образованности.
  2. Ребята хотели повеселить друзей.
  3. Это был их тайный язык, который они освоили, читая произведения А.С. Пушкина.
  4. Они считали, что, вставляя в речь пушкинские слова, делаются ближе к великому поэту.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «оборот» (предложение 19).

  1. фразы, выражения
  2. фразеологизмы
  3. стихи
  4. мысли

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Все засмеялись его необыкновенным словам — все, кроме меня и Анны Николаевны.
  2. Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края ...
  3. Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!
  4. Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.

А4Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 6) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ВСЛЕД (предложение 27) первый звук — [в].
  3. В слове ХОРОШИХ (предложение 6) на письме буква И не обозначает мягкость согласного [ш].
  4. В слове ПРОЧНОСТЬ (предложение 7) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. расширяя
  2. вострепещи
  3. скакнули
  4. упражнялись

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. известия
  2. раскрытие
  3. передвигал
  4. примчался

А7 В каком слове правописание -НН- определяется наличием приставки?

  1. отфильтрованной
  2. обязанность
  3. необыкновенным
  4. медленно

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ВОЗНОСИТ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ПУШКИНСКИЕ ОБОРОТЫ (предложение 19), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ВЗ Выпишите грамматическую основу предложения 29.

В4 Среди предложений 8-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, (1) чего это мы так по-дурацки шутим, (2) мы бы, (3) наверное, (4) смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, (5) но мы ведь переговаривались негромко, (6) говоря друг дружке свои замечательные тирады, (7) и,(8) по крайней мере,(9) никому другому знаний своих не демонстрировали.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 17.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Так уж выходило, (1) что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша память, (2) похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись,(3) вставляя в свои речи пушкинские обороты,(4) поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны,(5) когда он вдруг сжал кулак и крикнул...

В8 Среди предложений 8-17 найдите сложное предложение с однородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных предложений. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 24-29 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-1; АЗ-2; А4-2; А5-3; А6-3; А7-1.

Б1-поднимает; Б2-обороты Пушкина; Б3-давайте проведём; Б4-8; Б5-3,4,8,9; Б6-4; Б7-1,7; Б8-8; Б9-24.

Часть3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания профессора Московского университета XIX века Алексея Фёдоровича Мерзлякова: «Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать — всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.Ф. Мерзлякова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

В языке есть разнообразные средства, позволяющие назвать и описать всё, что существует в мире: от предметов и явлений действительности до чувств и эмоций человека.

Примеры

Указать, что описывает в тексте автор и пояснить, с помощью каких языковых средств (слов, синтаксических конструкций, знаков препинания и т.д.) ему удаётся достичь цели — передать информацию читателю.

Рейтинг@Mail.ru