Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 17

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Известно, что комический западный стереотип — будто в России по улицам ходят дикие звери, а люди живут в избах без удобств и круглый год носят шапки-ушанки — не имеет отношения к действительности. А вот в самой развитой стране мира, Соединённых Штатах, есть место, где по сей день среди бела дня в городе можно встретить дикого медведя и где большинство домов одноэтажные и, более того, деревянные. Это место — полноценный и вполне респектабельный, 49 штат Аляска. Земля, которую 140 лет назад Россия продала американцам за 7 миллионов 200 тысяч долларов.

Это самая обширная, но самая малонаселённая из составных частей США. Природные условия заставляют всех, кто желает обживать трудный холодный край, расселяться компактно. Впрочем, ничего иного нельзя и ожидать от Крайнего Севера. Полярный круг отсекает около трети «земли золотой лихорадки», как неофициально называют этот штат. В местной конституции записано и его «прозвище» — «Последняя граница». Львиная доля остального пространства загромождена непроходимыми горами, и даже простые асфальтированные дороги тут редки. Есть масса мест, куда не ступала нога белого человека. Число аборигенов остаётся малым: чуть более 100 тысяч.

Если путешествовать по Аляске с севера на юг, то увидите величественные северные пейзажи. Толстые языки снега, видимо ещё с осени застывшие на пути с гор к узкому жёлобу равнины, ещё не растаяли, но уже побурели и расплылись. Хребты постепенно сходят на нет, а лес, наоборот, густеет, пропорция льда и свободной воды на поверхности невыносимо голубых ледниковых озёр склоняется в сторону последней. На обозримых с дороги берегах то и дело виднеются силуэты бурых гризли и американских чёрных медведей — и то обстоятельство, что рядом поглазеть на них останавливаются с десяток путешественников, нисколько животных не смущает. (263 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - В американском штате Аляска , который 140 лет назад Россия продала за 7 миллионов 200 тысяч долларов, в городе можно встретить дикого медведя и одноэтажные деревянные дома

2 - Аляска — самая обширная, но самая малонаселённая часть США, трудный холодный регион Крайнего Севера

3 - Природные условия влияют на особенности жизни населения Аляски

4 - Северные пейзажи Аляски величественны

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(I) По дороге на озеро стояло несколько ив. (2) Под ивами спал сивый мерин. (3) Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрёл следом за нами.

(4) Всегда бывает немного жутко, когда ночью лошадь увяжется за тобой и не отстаёт ни на шаг. (5) Как ни оглянешься, она всё идёт, покачивая головой и перебирая тонкими ногами.

(6) Но старый мерин нас не испугал, хотя и шёл сзади так близко, что иногда толкал меня мордой в спину. (7) Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. (8) Наверное, ему было скучно стоять одному всю ночь под ивой и прислушиваться, не ржёт ли где-нибудь его приятель, гнедой одноглазый конь.

(9) На озере, пока мы разводили костёр, старый мерин подошёл к воде, долго её нюхал, но пить не захотел. (10) Потом он осторожно пошёл в воду.

(II) — Куда, дьявол! — в один голос закричали мы оба, боясь, что мерин распугает рыбу.

(12) Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, помахивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул, будто сказал: «Эх вы, ничего-то вы не понимаете!»

(13) Мы дали ему корку хлеба. (14) Он осторожно взял её тёплыми губами, сжевал, двигая челюстями из стороны в сторону, как тёркой, и снова уставился на костёр — задумался.

(15) Мне казалось, что если мерин о чём-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности и бестолковости. (16) Что он слышал за всю свою жизнь? (17) Одни только несправедливые окрики: «Куда, дьявол!», «Заелся на хозяйских хлебах! », «Овса ему захотелось — подумаешь, какой барин!». (18) Стоило ему оглянуться, как его хлестали вожжой по потному боку и раздавался всё один и тот же угрожающий окрик: «Но-но, оглядывайся у меня!» (19) Даже пугаться ему запрещалось — тотчас возница начинал накручивать вожжами над головой и кричать тонким злорадным голосом. (20) Хомут всегда затягивали, упираясь в него грязным сапогом, и тем же сапогом толкали мерина в брюхо, чтобы он не надувал его, когда затягивали подпругу.

(21) Благодарности не было. (22) А он всю жизнь таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по липкой глине, по косогорам, по «битым» дорогам и кривым просёлкам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой, яблоками и капустой. (23) Иногда в песках он останавливался отдохнуть. (24) Бока его тяжело ходили, от гривы поднимался пар, но возницы со свистом вытягивали его ременным кнутом по дрожащим ногам.

(25) Начало быстро светать. (26) Звёзды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух.

(27) Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле ещё стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в тёмную, настоявшуюся за ночь воду.

(28) Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.

(По К.Г. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик не испугался старого мерина ночью?»

  1. Он знал мерина уже давно.
  2. Он не заметил мерина.
  3. Мерин был не страшный.
  4. Рассказчик вообще ничего не боялся.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «надсаживаясь» (предложение 22).

  1. садясь сверху
  2. надрываясь
  3. мучась
  4. приседая

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Всегда бывает немного жутко, когда ночью лошадь увяжется за тобой и не отстаёт ни на шаг.
  2. Мне казалось, что если мерин о чём-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности и бестолковости.
  3. На озере, пока мы разводили костёр, старый мерин подошёл к воде, долго её нюхал, но пить не захотел.
  4. Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СКУЧНО (предложение 8) все согласные звуки твёрдые.
  2. В слове БЛИЗКО (предложение 6) слышится звук [с].
  3. В слове ОГЛЯНЕШЬСЯ (предложение 5) буквой Ь (мягкий знак) на письме обозначена мягкость предшествующего согласного.
  4. В слове ДЬЯВОЛ (предложение 17) буква Я обозначает два звука.

А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. перебирая
  2. в котелке
  3. угрожающий
  4. по косогорам

А6 В каком слове слитное правописание приставки НЕ- определяется тем, что слово без НЕ не употребляется?

  1. несколько
  2. неблагодарности
  3. несправедливые
  4. неожиданно

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что одна буква Н входит в корень, а другая — в суффикс слова?

  1. смазанные
  2. ременным
  3. таинственного
  4. неожиданно

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание КОРКУ ХЛЕБА (предложение 13), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 1.

В4 Среди предложений 21—28 найдите предложения с обособленным уточняющим оборотом. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Наверное,(1) ему было скучно стоять одному всю ночь под ивой и прислушиваться ,(2) не ржёт ли где-нибудь его приятель,(3) гнедой одноглазый конь.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

На озере,(1) пока мы разводили костер,(2) старый мерин подошёл к воде,(3) долго её нюхал,(4) но пить не захотел.

В8 Среди предложений 18—25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 20—26 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-1; А2-2; АЗ-4; А4-3; А5-2; А6-4; А7-2.

Б1-пошёл; Б2-хлебную корку; Б3-несколько ив стояло; Б4-26,27; Б5-1; Б6-3; Б7-1,2; Б8-19; Б9-24.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Ольги Борисовны Сиротининой: «Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства. Только при этом не надо забывать, что наличие большого словарного запаса и даже умение свободно им пользоваться... необходимое, но ещё не достаточное условие хорошей речи: надо ещё помнить о возможностях адресата понимать сказанное».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами О.Б. Сиротининой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Один из показателей хорошей речи — значительный словарный запас человека. Однако для успешного общения этого недостаточно. Говорящему следует задумываться о том, чтобы слушателю было понятно изречение.

Примеры

Определить, насколько богат словарный запас автора. Показать, что в приведённом в пример выражении смысл будет ясен, если читателю понятно каждое слово.

Рейтинг@Mail.ru