Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 15

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Как действуют на наш организм лекарства? Для пациентов механизм действия лекарств прост и понятен: принял таблетку — и голова болеть перестала. А для фармакологов судьба препаратов в организме — непрекращающаяся головная боль.

Желатиновые капсулы или оболочки таблеток могут защитить лекарственные вещества от соляной кислоты в желудке, пищеварительных ферментов и других химически активных веществ. Но в клетки кишечника препарат всасывается в виде беззащитных перед очередными ферментами молекул. В крови на него могут наброситься антитела и другие белки. Потом лекарство попадает в печень, главная задача которой — разрушать все чужеродные вещества, и в почки, которые выводят их из организма. В результате не только меняется концентрация препарата в расчёте на килограмм веса пациента, но и само действующее вещество после множества химических реакций может превратиться в нечто бесполезное и даже вредное.

Когда то, что осталось от препарата, входившего в состав таблетки, наконец добирается до внутренних органов, возникает новая проблема. Лекарство поступает во все клетки организма, а не только в больные, и таблетка, например, «от головы» действует также на сердце, печень, лёгкие — и далее по анатомическому атласу. И чем более сильнодействующим является препарат, тем больше для него справедлива пословица «одно лечим, другое калечим». Особенно остро эта проблема стоит в онкологии: там применяют настолько токсичные вещества, что врачам приходится балансировать на лезвии бритвы, чтобы уничтожить опухоль и при этом не убить пациента.

Около ста лет назад великий химик и микробиолог Пауль Эрлих назвал «волшебной пулей» лекарства, которые когда-нибудь смогут без побочных эффектов уничтожать только патогенные бактерии или больные клетки. Этот идеал до сих пор остаётся мечтой, но мечта всё же становится более реалистичной. (254 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Фармакологи постоянно исследуют воздействие лекарств на организм человека

2 - Лекарство после множества химических реакций в организме может превратиться в нечто бесполезное и даже вредное

3 - Лекарство поступает во все клетки организма, а не только в больные и действует на них

4 - Мечта о лекарстве без побочных эффектов становится всё более реалистичной

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) В Одессе прибой пахнет раскалёнными каменными молами, старыми канатами, чабрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями... (2) И есть берега, сожжённые тысячелетним солнцем — отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

(3) От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, — цвет незапамятных времён, цвет вечности. (4) И на эти ржавые берега, на обнажённую, окаменелую глину равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны.

(5) Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, всё то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.

(6) Ветер прилетал со стороны Болынефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.

(7) Всё это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, — освежающий и чистый. (8) Воздух был действительно тонок и опасен.

(9) Но не потому, что от этого воздуха легко было простудиться, а потому, что, вдохнув его, уже нельзя было избавиться от желания, чтобы такая осень стояла, не иссякая, над Одессой, с её мягким уличным говором и смехом.

(10) Следует сказать несколько слов о Черноморской улице. (11) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

(12) Путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. (13) Я часто испытывал это на себе. (14) Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. (15) Но стоило мне войти в безлюдные Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный переулки, окружавшие Черноморскую, услышать шелест старых акаций, увидеть тёмный плющ на оградах, освещённых золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своём лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная лёгкость.

(16) Все эти переулки состояли из оград, дома в них скрывались в глубине садов за глухими калитками. (17) Переулки приводили на Черноморскую улицу, которая тянулась по краю высокого обрыва над морем. (18) Слово «тянулась», однако, здесь вряд ли подходит, так как улица была недлинная: её можно было пройти за несколько минут.

(19) С Черноморской улицы открывалось море, великолепное, во всякую погоду. (20) Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (21) Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывает сорванные с якорей плавучие мины.

(22) Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23) Мимо неё проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него.

(24) Шум её садов говорил о разной силе ветра. (25) Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта.

(По К.Г. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик, описывая одесский воздух, говорит, что он был «тонок и опасен»

  1. Это был холодный зимний воздух.
  2. От этого воздуха можно было легко простудиться.
  3. Этот воздух рождал желание остановить время и наслаждаться прекрасной осенью вечно.
  4. В воздухе приятно пахло спелыми овощами и фруктами.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мол» (предложение 20).

  1. дамба
  2. забор
  3. порт
  4. причал

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. В Одессе прибой пахнет раскалёнными каменными молами, старыми канатами, чабрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями...
  2. Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.
  3. Ветер прилетал со стороны Болынефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов...
  4. Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПРОСТУДИТЬСЯ (предложение 9) согласный звук [т’] является непроизносимым.
  2. В слове ОТБЛЕСКОМ (предложение 2) второй звук — [д].
  3. В слове ПОБЕРЕЖЬЕ (предложение 5) буквой Ь (мягкий знак) мягкость согласного на письме не обозначается.
  4. В слове СОЖЖЁННЫЕ (предложение 2) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. заросли
  2. окраинную
  3. не иссякая
  4. пробирался

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением — «приближение» ?

  1. пристанскими
  2. приобретают
  3. принадлежит
  4. пригородных

А7 В каком слове правописание окончания определяется тем, что это глагол II спряжения?

  1. приобретают
  2. подходит
  3. пахнет
  4. выбрасывает

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово НЕЗАПАМЯТНЫХ из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ (предложение 6), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В4 Среди предложений 3—6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие,(1) что весь этот сухой берег с его колючками,(2) осыпями,(3) золотым дроком,(4) ветрами,(5) зернистым пляжем,(6) грудами водорослей,(7) небом и облаками,(8) всё то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или,(9) вернее,(10) принадлежит только мне одному.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Но стоило мне войти в безлюдные Обсерваторный,(1) Стурдзовский или Батарейный переулки,(2) окружавшие Черноморскую,(3) услышать шелест старых акаций,(4) увидеть темный плющ на оградах,(5) освещённых золотеющим солнцем зимы,(6) почувствовать веяние моря на своём лице,(7) и тотчас возвращались спокойствие и душевная лёгкость.

В8 Среди предложений 6—11 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 11—21 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-3; А2-1; АЗ-3; А4-1; А5-3; А6-1; А7-2.

Б1-древних, давних; Б2-лачуг рыбаков; Б3-берега есть; Б4-3; Б5-9,10; Б6-1; Б7-7; Б8-9; Б9-18.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Виктора Владимировича Виноградова: «У слова может быть несколько свободных значений, в которых непосредственно отражаются разные предметы и явления действительности».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

В языке имеются многозначные слова. Значение такого слова можно понять только в контексте.

Примеры

Найти в тексте многозначные слова и показать, в каком именно значении они использованы автором.

Рейтинг@Mail.ru