ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 13

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды — всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов. То, что они делают, не цирковые трюки и не упражнения каскадёров, а демонстрация полного контроля над телом, дыханием, ощущениями и эмоциями. Физическое совершенство для йоги — не главное. Главное — управлять психикой и мыслями.

Слово «йога» чаще всего переводится как «объединять», «связывать», «соединять». Если спросить у индийцев, что же надо связать или соединить, то в ответ услышите: «Душу и Вселенную». Как это сделать, знают лишь избранные, самозабвенно посвятившие свою жизнь физическому и духовному тренингу. Единого рецепта в этом искусстве нет, каждый должен найти путь к вершине самостоятельно. Даже самым усердным приходится упражняться долгие годы. Поэтому среди носителей культуры йоги не так много тех, кто сумел достичь просветления и стать гуру.

Наиболее полная система йоги объединяет восемь основных ступеней. Только поднявшийся до верхней ступени человек может ощутить себя единым целым с миром, природой, космосом. Некоторые так и называют это состояние — космическим сознанием.

Первые четыре ступени направлены в основном на развитие физических и физиологических функций организма. Исследования независимых экспертов показали, что у занимающихся йогой улучшается работа всех систем организма, в частности увеличивается объём лёгких, улучшается дыхание, уменьшаются параметры тела, снижается содержание холестерина и сахара в крови, стабилизируется артериальное давление, а также нормализуется работа желез внутренней секреции, что положительным образом отражается на общем состоянии здоровья, повышая иммунитет.

Правда, надо сказать, что йога — не средство скорой помощи. Для достижения положительных результатов необходимо научиться строгой самодисциплине. То есть, иными словами, нужно научиться отказываться от материальных и физических излишеств. (261 слово)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Для йоги главное не столько физическое совершенство, сколько умение управлять психикой и мыслями

2 - Приверженцы йоги стремятся соединить Душу и Вселенную, но мастерства достигают лишь немногие

3 - Полная система йоги объединяет восемь ступеней

4 - У занимающихся йогой улучшается работа всех систем организма

5 - Для достижения результатов необходимо научиться строгой самодисциплине и отказаться от излишеств

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) В 1941 году началась война. (2) Мне исполнилось уже четыре года, и я помню, хоть и смутно, первые месяцы ленинградской блокады.

(3) Отец был на фронте, а мы с мамой, оставив квартиру на проспекте Науки, бывшем проспекте Бенуа, и сдав кое-какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад Академии связи, перебрались к деду Куприяну Алексеевичу, в его квартиру в главном здании Военно-медицинской академии. (4) Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком Лёней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится.

(5) Отец, командир медсанбата, находился тогда недалеко от Ленинграда, на знаменитом ораниенбаумском «пятачке», в 40 километрах от города. (6) «Пятачок» этот был небольшим участком земли на южном берегу Финского залива, где удалось закрепиться нашим войскам. (7) Вражеская артиллерия простреливала его вдоль и поперёк, но солдаты держались там 28 месяцев, с сентября 1941 года до января 1944 года, до времени прорыва блокады. (8) Условия, в которых приходилось держать оборону, были невыносимые, и о том, как тяжело приходилось нашим бойцам, я узнал много позже из рассказов отца и его сослуживцев по медсанбату.

(9) Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали. (10) Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город. (11) Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу.

(12) И вот в одну из таких поездок отцу пришлось сопровождать раненых. (13) Он шёл впереди грузовика в темноте, чтобы указывать водителю дорогу, держа в руках специальный карманный фонарик, свет от которого пробивался через маленькую щелочку. (14) Только так можно было хоть как-то ориентироваться на расстоянии нескольких десятков метров, оставаясь при этом необнаруженными. (15) Но немцы всё равно обстреливали залив. (16) Услышав свист летящего в их сторону снаряда, отец упал на лёд. (17) Раздался взрыв, отца волной отбросило в сторону. (18) Когда он встал и пошёл искать грузовик, то добрался по своим следам до полыньи, образовавшейся в результате взрыва. (19) Машина ушла под лёд вместе с водителем и ранеными. (20) Они не доехали до города совсем немного...

(21) Поскольку это произошло уже недалеко от Ленинграда, то отец решил, что не успеет за оставшееся время вернуться обратно на плацдарм, и стал пробираться в город, чтобы заодно узнать что-нибудь и о своих родных. (22) Когда отец, замёрзший, опухший от голода, вдруг появился в квартире деда и увидел, в каком положении оказалась его семья, он пошёл в гарнизонный госпиталь, чтобы попытаться переправить нас с мамой из Ленинграда на Большую землю, как тогда говорили.

(23) Ему удалось договориться, и на машине, перевозившей раненых, нас в феврале 1942 года вывезли из города через Ладогу.

(Ю. Сенкевич)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему немцы постоянно простреливали трассу, проложенную по льду Финского?»

  1. Это место хорошо просматривалось.
  2. Там были важные стратегические объекты.
  3. Там были сосредоточены советские войска.
  4. Там проходила единственная дорога, соединяющая блокадный Ленинград с ораниенбаумским «пятачком».

А2 Укажите, в каком значение употреблено в тексте слово «плацдарм» (предложение 21).

  1. место, где проходят строевые тренировки
  2. исходный пункт
  3. участок, где разворачивается военная операция
  4. территория, окружённая неприятелем

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Отец, командир медсанбата, находился тогда недалеко от Ленинграда, на знаменитом ораниенбаумском «пятачке», в 40 километрах от города.
  2. Условия, в которых приходилось держать оборону, были невыносимые, и о том, как тяжело приходилось нашим бойцам, я узнал много позже из рассказов отца и его сослуживцев по медсанбату.
  3. ... Этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом.
  4. Когда он встал и пошёл искать грузовик, то добрался по своим следам до полыньи, образовавшейся в результате взрыва.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове АКАДЕМИИ (предложение 3) слышится согласный звук [д].
  2. В слове СДАВ (предложение 3) первый звук — [з].
  3. В слове УЕЗЖАТЬ (предложение 4) мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ЗАМЁРЗШИЙ (предложение 22) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. квартиру
  2. вернуться
  3. артиллерия
  4. пробираться

А6 В каком слове слитное правописание приставки НЕ- определяется отсутствием предлога?

  1. небольшим
  2. невыносимые
  3. необходимо
  4. нескольких

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что это слово образовано от прилагательного с двумя буквами Н?

  1. единственной
  2. блокированной
  3. постоянно
  4. длинной

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ГИТЛЕРОВЦЫ из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ (предложение 7), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 9. Ответ:

В4 Среди предложений 1—8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите но мер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (выражении).

Когда отец(1), замёрзший,(2) опухший от голода,(3) вдруг появился в квартире деда и увидел,(4) в каком положении оказалась его семья,(5) он пошёл в гарнизонный госпиталь,(6) чтобы попытаться переправить нас с мамой из Ленинграда на Большую землю,(7) как тогда говорили.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью,(1) чтобы гитлеровцы,(2) находившиеся по берегам залива,(3) не смогли заметить тех,(4) кто в темноте пробирался в блокированный город.

В8 Среди предложений 9—20 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 5—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-3; А3-3; А4-1; А5-2; А6-4; А7-3.

Б1-фашисты; Б2-артиллерия врага; Б3-необходимо было переправлять; Б4-3; Б5-7; Б6-2; Б7-1,4; Б8-10,13; Б9-8.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Ольги Борисовны Сиротининой: «Эмоционально-оценочная тональность речи (текста) создаётся автором с помощью самых различных приёмов и языковых средств. Это и эмоциональнооценочные конструкции, и риторические вопросы, ... и многочисленные лексические повторы, синонимические ряды, параллельные синтаксические конструкции, которые умело использует автор для усиления убедительности своих доводов...».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами О.Б. Сиротининой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Наша речь приобретает выразительность благодаря использованию эмоционально-оценочных конструкций, риторических вопросов, лексических повторов, синонимических рядов, одинаково построенных синтаксических конструкций. Эти средства позволяют усилить убедительность аргументации.

Примеры

Выразительность данному тексту придают ряды однородных членов, уточняющие конструкции. Можно обратить внимание и на умолчание, использованное автором в предложении 20.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru