Учебник для 7-8 класса

Предыдущая страница Черчение. Онлайн учебник Следующая страница

Черчение

§ 34. Общие сведения о сборочных чертежах изделий

На сборочном чертеже изделие изображают в собранном виде со всеми входящими в него деталями.

На производстве сначала изготовляют по чертежу каждую деталь. Затем по сборочному чертежу собирают их в изделие.

На рисунке 231 дано наглядное изображение модели кулачкового механизма. Он предназначен для того, чтобы сообщать возвратно-поступательное движение толкателю (дет. 6). Осуществляется это таким образом. Вращение рукоятки (дет. 3) передается через валик (дет. 4) кулачку (дет. 5), который, имея овальную форму, двигает толкатель.

Кулачковый механизм

Рис. 231. Кулачковый механизм

На рисунке 232 приведен сборочный чертеж кулачкового механизма. Внимательно рассмотрите его. Вспомните известные вам из уроков черчения и трудового обучения сведения о сборочных чертежах, а для этого ответьте на следующие вопросы:

  1. Каковы правила расположения видов на сборочных чертежах? Соответствуют ли они правилам расположения видов на чертеже детали?
  2. Применяют ли разрезы и сечения при выполнении сборочных чертежей?
  3. Где на чертежах указывают названия деталей, входящих в изделие?
  4. Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталей, входящих в изделие? Почему?
  5. Что означают цифры, стоящие на полках линий-выносок?

Сборочные чертежи (рис. 232) содержат те же изображения, что и чертежи деталей: виды, разрезы, сечения. Виды располагают в проекционной связи. Кроме основных, применяют и местные виды. Так, на рисунке 232 дан вид по стрелке А. Он поясняет форму рукоятки.

Сборочный чертеж кулачкового механизма

Рис. 232. Сборочный чертеж кулачкового механизма

Сборочные чертежи обычно содержат разрезы и сечения. Это помогает выявить устройство изделия. На рисунке 232 в разрезе показан кулачок (дет. 5). Местные разрезы выявляют способы соединения толкателя (дет. 6) со стойкой (дет. 1), рукоятки (дет. 3) с ручкой (дет. 2) и валиком (дет. 4), а также валика с кулачком. Вынесенное сечение поясняет форму стойки, имеющей ребро жесткости.

Как и на чертежах деталей, в правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия и другие данные, относящиеся к нему.

Как же определить названия деталей, входящих в сборочную единицу?

34.1. Спецификация. С ней вы уже встречались на уроках трудового обучения. Это таблица, содержащая основные данные о деталях, входящих в изделие. Ее выполняют на отдельных листах формата А4. На учебных чертежах и на чертежах формата А4 ее располагают над основной надписью.

На рисунке 233 приведены основная надпись и спецификация для учебных чертежей.

Спецификация с основной надписью для учебных чертежей

Рис. 233. Спецификация с основной надписью для учебных чертежей

В первой графе спецификации указывают порядковые номера (позиции) деталей, входящих в изделие. Номера записывают сверху вниз.

Во второй графе записывают наименование детали. Для стандартизованных деталей здесь же указывают их обозначение. Например (рис. 232), в поз. 7 записано: "Винт М4х10".

В третьей графе указывают количество деталей, входящих в изделие. В четвертой графе записывают марку материала, из которого изготовлена деталь (на производственных чертежах эта графа отсутствует).

Последняя графа — «Примечания» — предназначена для дополнительных данных, не предусмотренных спецификацией.

Номера позиций, присвоенные детали в спецификации, наносят около соответствующих изображений на чертеже. Их наносят на полках, от которых проводят наклонную линию-выноску, заканчивающуюся точкой на изображении детали. Полки и линии-выноски проводят сплошными тонкими линиями.

Чтобы найти изображение детали, определяют по спецификации ее номер, отыскивают его на чертеже и по концу линии-выноски находят нужное изображение.

Чтобы легче было находить номера позиций на сборочном чертеже, полки группируют в строчку (по горизонтали) или в колонку (по вертикали).

Один из вариантов расположения линий-выносок и цифр приведен на рисунке 234, а. Первые 6 шесть позиций расположены в колонку, остальные — в строчку. Позиции указывают на том виде или разрезе, где деталь изображена как видимая.

Расположение линий выносок с номерами позиций

Рис. 234. Расположение линий выносок с номерами позиций: а - общее правило; б — для группы деталей

Для группы крепежных деталей, относящихся к одному и тому же месту крепления (например, болт, гайка и шайба), допускается общая линия-выноска (рис. 234, б). В этом случае полки соединяют тонкой вертикальной линией.

Цифры, обозначающие позиции, пишут крупнее цифр размерных чисел.

Ответьте на вопросы к чертежу на рисунке 232:

  1. Как называется изделие?
  2. Назовите изображения, содержащиеся на чертеже.
  3. Как называется деталь 2?
  4. Какую форму и размеры имеет деталь 9?
  5. Сколько всего деталей входит в изделие?

34.2. Разрезы на сборочных чертежах. Как было сказано, сборочный чертеж кулачкового механизма (см. рис. 232) содержит разрезы. Присмотритесь к штриховке. Из чертежа видно, что рядом расположенные детали заштрихованы в противоположные стороны. То же самое можно видеть на рисунках 217 и 219, где даны изображения простейших соединений деталей. Это тоже примеры сборочных чертежей.

Для чего соседние детали на чертеже заштрихованы в разные стороны?

Это сделано для того, чтобы облегчить чтение чертежей, дав возможность отличить соседние детали по штриховке.

Если в разрез попадают три и более соприкасающихся деталей (см. рис. 236, г), следует изменить расстояние между линиями штриховки или сдвинуть их. Большее расстояние оставляют для более крупных деталей. Но для всех разрезов и сечений данной детали штриховка имеет наклон в одну сторону с равными расстояниями между штрихами (см. дет. 1 на рис. 232).

Задания для упражнений

Рис. 235. Задания для упражнений

Узкие площади сечения, ширина которых на чертеже равна 2 мм или менее, показывают зачерченными (см. рис. 236, г).

Задания для упражнений

Рис. 236. Задания для упражнений

Детали 2, 4, 6 и 7 кулачкового механизма (см. рис. 232) даны на чертеже нерассеченными, хотя они попали в плоскость разреза. Это, как вам известно, потому, что болты, винты, шпильки, заклепки, шпонки, оси, валы и другие детали, не имеющие пустот, показывают нерассеченными в том случае, когда секущая плоскость направлена вдоль их оси. Шарики всегда показывают нерассеченными.

Если в непустотелых деталях имеется небольшое углубление, то применяют местный разрез, как на рисунке 232 (дет. 4). Здесь местный разрез служит для выявления формы отверстия с резьбой под винт. Если сплошные детали 2, 4, 6 и 7 рассечь и заштриховать, то форму их будет труднее определить. Сборочный чертеж станет менее ясен.

  1. Ответьте на вопросы к чертежу кулачкового механизма (рис. 232):
    1. Почему на чертеже не заштрихован толкатель?
    2. Можно ли вынесенное сечение заштриховать в противоположную сторону, не меняя направление штриховки у стойки (дет. 1)?
    3. В каких случаях сечение можно зачернить?
    4. Для какой цели выполнен местный разрез на изображении валика?
    5. Попал ли в плоскость разреза винт? Почему он не заштрихован?
  2. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей болтового соединения (рис. 235, а).
  3. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей шпилечного соединения (рис. 235, б).
  4. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите номера позиций составных частей изделия (рис. 236, а, б, в, г).
  5. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и постройте необходимые разрезы (рис. 237, и, б, в).

Задания для упражнений

Рис. 237. Задания для упражнений

34.3. Размеры на сборочных чертежах. Размеры отдельных деталей на сборочном чертеже не наносят (см. рис. 232). На таком чертеже наносят лишь размеры, необходимые для правильного размещения деталей относительно друг друга в изделии, а также для установки сборочной единицы. К ним относятся, например, размеры, определяющие расстояния между центрами отверстий под болты, которыми соединяют две сборочные единицы (на рис. 232 это размеры 38 и 56). Кроме того, наносят габаритные (203...217, 116 и 50 на рис. 232) и присоединительные размеры.

  1. Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталей, входящих в изделие?
  2. Назовите габаритные размеры изделия, изображенного на рисунке 232.
  3. Для какой цели даны размеры 38 и 56 на сборочном чертеже, приведенном на рисунке 232?

Рейтинг@Mail.ru