Трехмерная графика
AutoCAD

       

4.3.1. Палитра "МАТЕРИАЛЫ"

Для работы с материалами в AutoCAD используется палитра "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS), на которой имеются все элементы управления, необходимые для создания и настройки параметров материала.

  1. Запустите инструмент Материалы (Materials), выбрав из меню команду Вид ⇒ Тонирование ⇒ Материалы (View ⇒ Render ⇒ Materials) или щелкнув по кнопке Материалы (Materials) панели инструментов Тонирование (Render), либо введя в командном окне команду МАТЕРИАЛЫ (MATERIALS) или просто МАТ (MAT).
  2. На экране появится палитра "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS). В палитре по умолчанию отображаются свойства материала Глобальный (Global), который можно создать на основе шаблона Реалистичный (Realistic) – рис. 4.4. Палитра "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS) представляет собой очень мощный и гибкий инструмент, обеспечивающий создание и настройку материалов, поэтому изучать ее элементы управления мы будем постепенно и в том объеме, который необходим для решения конкретной задачи.

Рис. 4.4. Палитра "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS) с заготовкой для нового материала

  1. Щелкните по кнопке Создание нового материала (Create New Material), которая находится под областью просмотра образцов материалов текущего чертежа Материалы, имеющиеся на чертеже (Available Materials in Drawing). В строке Имя (Name) появившегося окна Создание нового материала (Create New Material) введите название нового материала "ПАНЕЛЬ ЖБ". Если хотите, можете ввести описание материала в строке Пояснение (Description), хотя это и не обязательно. Для создания материала "ПАНЕЛЬ ЖБ" щелкните по кнопке OK.

    Материал Глобальный (Global) имеет смысл модифицировать только в том случае, если подавляющее большинство объектов трехмерного чертежа выполнено из одного и того же материала. В остальных случаях лучше оставить материал Глобальный (Global) неизменным.

  2. Вид палитры "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS) изменится – в ней появится новый материал "ПАНЕЛЬ ЖБ" со свойствами, установленными по умолчанию для шаблона Реалистичный (Realistic) – рис. 4.5.

Рис. 4.5. Палитра "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS) с параметрами нового материала "ПАНЕЛЬ ЖБ"

  1. Оставьте выбранным шаблон Реалистичный (Realistic) и установите флажок По объекту (By Object) параметра Диффузный (Diffuse). Этот параметр управляет основным цветом материала, который можно настроить, щелкнув по расположенному рядом образцу цвета. Однако если установлен флажок По объекту (By Object), вид объекта определяется не цветом собственно материала, а свойствами объекта (поэтому при установке этого флажка образец цвета параметра Диффузный (Diffuse) исчезнет). Иными словами, если объекту назначен материал, для которого был установлен флажок По объекту (By Object), но не была назначена текстура, такой объект будет отображаться цветом, который вы выбрали для соответствующего слоя, а не цветом материала. Поскольку управлять цветом объектов гораздо проще, чем цветом материалов, автор рекомендует при создании новых материалов всегда устанавливать флажок По объекту (By Object).
  2. Если нужно, прокрутите список элементов управления, который находится в разделе Редактор материалов – ПАНЕЛЬ ЖБ (Material Editor – ПАНЕЛЬ ЖБ) палитры "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS), и найдите в нем раздел Текстура рассеяния (Diffuse map) (он находится непосредственно под бегунком Самосвечение (Self-Ilumination)). Установите, если нужно, флажок Текстура рассеяния (Diffuse map) для того, чтобы включить режим текстурирования объектов, которым будет назначен материал "ПАНЕЛЬ ЖБ". Для задания собственно текстуры выберите в списке раздела Текстура рассеяния (Diffuse map) элемент Текстура (Texture Map) и щелкните по расположенной под ним кнопке Выбор изобр. (Select).
  3. Найдите с помощью открывшегося окна Выбор файла изображения (Select Image File) на диске папку с библиотекой стандартных текстур AutoCAD, выберите в этой папке текстуру Concrete.Precast Structural Concrete.Smooth.jpg и щелкните по кнопке OK для назначения этой текстуры материалу "ПАНЕЛЬ ЖБ" показано на рис. 4.6: в области предварительного просмотра вы увидите, как будет выглядеть выбранный материал с текущими параметрами; название кнопки Выбор изобр. (Select) будет заменено первыми буквами названия файла текстуры (в данном случае – Concrete.Preca…); справа от переименованной кнопки появятся пиктограммы настройки и удаления текстуры, а слева – бегунок настройки диффузии текстуры и основного цвета материала.

Рис. 4.6. Материалу "ПАНЕЛЬ ЖБ" назначена стандартная текстура библиотеки материалов AutoCAD

В русской версии AutoCAD 2007 по умолчанию текстуры расположены в папке Системная_папка:\Documents and Settings\All Users\Application Data\ Autodesk\AutoCAD 2007\R17.0\rus\Textures. Подробнее о расположении установленных текстур смотрите в разделе Папка для поиска текстур списка вкладки Файлы диалогового окна Настройка.

В некоторых случаях имеет смысл не устанавливать упомянутый выше флажок По объекту (By Object). Например, если вы хотите создать материал, который должен выглядеть как бетон с красноватым оттенком, сбросьте этот флажок, настройте нужный оттенок красного для параметра Диффузный (Diffuse), назначьте материалу текстуру бетона, а затем, перемещая бегунок в разделе Текстура рассеяния (Diffuse map), добейтесь нужного баланса красного цвета и рисунка текстуры.

  1. Для того чтобы назначить новый материал объекту чертежа, щелкните по кнопке Назначь материал для объектов (Apply Material to Objects), находящейся на палитре "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS) под областью преварительного просмотра. AutoCAD перейдет в режим выбора объектов, отображая соответствующее приглашение в командном окне.
  2. Щелкните по одному из ребер объекта, представляющего стены, и нажмите клавишу Enter для завершения выбора.
  3. Для того чтобы убедиться в том, что объекту Стена ЖБ действительно назначен материал "ПАНЕЛЬ ЖБ", щелкните по любому из ребер объекта, после чего щелкните правой кнопкой мыши и выберите из появившегося контекстного меню команду Свойства (Properties). Можно также выбрать из меню команду Изменить ⇒ Свойства (Modify ⇒ Properties) или щелкнуть по кнопке Свойства (Properties) панели инструментов Standard, либо ввести в командном окне команду СВОЙСТВА (PROPERTIES) или просто CA (PR).
  4. Убедившись в том, что на появившейся палитре СВОЙСТВА (PROPERTIES) в разделе 3D визуализация (3D Visualization) свойство Материалы (Materials) имеет значение ПАНЕЛЬ ЖБ (рис. 4.7), щелкните по кнопкам закрытия палитр "СВОЙСТВА" (PROPERTIES) и "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS), а затем нажмите кнопку Esc для отмены выделения объекта, представляющего на чертеже стены помещения.

Рис. 4.7. Выделенному объекту назначен материал "ПАНЕЛЬ ЖБ"

  1. Для настройки параметров рендеринга щелкните по кнопке Дополнитедьные параметры тонирования (Advanced Render Settings) панели инструментов Тонир (Render) или выберите из меню команду Вид ⇒ Тонирование ⇒ Дополнитедьные параметры тонирования (View ⇒ Render ⇒ Advanced Render Settings), либо введите в командном окне команду РЕЖИМТОН (RPREF) или просто РТ (RPR).
  2. В открывшейся палитре "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТОНИРОВАНИЯ" (ADVANCED RENDER SETTINGS) выберите в верхнем списке предустановленных режимов рендеринга режим Средний (Medium) и установите для параметра Назначение (Destination) группы Общие (General) значение Видовой экран (Viewport) – рис. 4.8, чтобы перенаправить результаты рендеринга не в отдельное окно, а непосредственно в область черчения.

Рис. 4.8. Переназначение вывода результатов рендеринга в область черчения

  1. Закройте палитру "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТОНИРОВАНИЯ" (ADVANCED RENDER SETTINGS), щелкнув по кнопке ее закрытия, и запустите инструмент Тонир (Render), щелкнув по кнопке Тонир (Render) панели инструментов Тонир (Render) или выбрав из меню команду Вид ⇒ Тонирование ⇒ Тонирование (View ⇒ Render ⇒ Render), либо введя в командном окне команду ТОНИРОВАНИЕ (RENDER) или просто ТОН (RR).

    Кнопка Тонир (Render) имеется и на палитре "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТОНИРОВАНИЯ" (ADVANCED RENDER SETTINGS), поэтому выполнять рендеринг можно, не закрывая последней.

  2. После некоторой задержки, во время которой AutoCAD будет создавать изображение из квадратных элементов, вы увидите в области черчения результат рендеринга, подобный приведенному на рис. 4.9.

Рис. 4.9. Первый результат рендеринга

По умолчанию рендеринг выполняется на черном фоне. Автору пришлось настроить рендеринг так, чтобы фон был белым, исходя исключительно из требований полиграфии. Сам по себе фоновый цвет никак не влияет ни на качество рендеринга, ни на его выполнение. К вопросу настройки фона рендеринга мы вернемся в следующей главе, когда будем говорить о создании именованных видов, а пока что выполняйте рендеринг, не обращая внимания на фон получаемого изображения.

Как видно из полученного результата, на объекте совершенно отсутствует рисунок текстуры, который был виден даже в области предварительного просмотра палитры "МАТЕРИАЛЫ" (MATERIALS), – см., например, рис. 4.7. Это объясняется тем, что не настроены параметры материала. В нашем случае мы видим не имитацию поверхности железобетонной плиты, а имитацию стены, покрытой мелкой бетонной мозаикой. Для устранения этого дефекта нужно подогнать размеры текстуры под размеры объекта. Кроме того, изображение объекта выглядит нереалистично, поскольку, как уже отмечалось, по умолчанию в любом документе AutoCAD используется два источника света, направленных в центр области черчения из-за левого и правого плеча наблюдателя. Основная цель использования этих источников освещения – это не реалистичность изображения, а обеспечение минимального уровня освещенности, достаточного для визуального распознавания граней, которые находятся на разных плоскостях. Наконец, наш объект не отбрасывает теней, что также значительно снижает эффект реалистичности изображения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru