4.2.1. Текстурирование объектов с помощью материалов
Как уже отмечалось выше, система AutoCAD позволяет не только раскрашивать
объекты цветами их слоев, но и назначать им так называемые материалы
(material). Материалы могут создаваться на основе генерируемых математически
визуальных эффектов, придающих поверхности объектов сходство с естественными или искусственными материалами (например, мрамором или пластиком).
Второй метод получения материалов заключается в использовании заранее подготовленных растровых изображений (bitmap), обычно называемых специалистами по трехмерной визуализации текстурами (texture).
При настройке материала можно отрегулировать такие его свойства, как основной и отражаемый цвет, прозрачность, шероховатость, степень рассеяния и
отражения света материалом, а также, помимо текстуры, применить в материале
наложение микрорельефа (bump mapping), частичной прозрачности (opacity
mapping) и частичного отражения (reflection mapping).
Созданные материалы можно помещать в библиотеки, а также назначать
объектам модели, как по отдельности, так и в привязке к конкретному цвету или
к конкретному слою.
Поскольку настроить свойства материала для получения фотореалистичного
изображения достаточно сложно, лучше всего на первых порах использовать готовые текстуры. Текстуры можно получить следующими методами:
сканированием реальных материалов (например, мрамора или деревянных
поверхностей);
сканированием фотографий и цветных иллюстраций с последующей обработкой с помощью графического редактора;
из файлов, получаемых с помощью цифрового фотоаппарата или видеокамеры;
из Интернета, библиотек текстур, библиотек фотографий и других источников.
Как отмечалось в главе 1, при установке AutoCAD можно установить входящую в комплект поставки библиотеку материалов, в которой имеется более
300 готовых текстур. Если при установке AutoCAD вы включили режим установки библиотеки материалов (по умолчанию он выключен), то соответствующие файлы можно найти в папке Системный_диск:/Documents and
Settings/All Users/Application Data/Autodesk/AutoCAD 2007/R17.0/enu/Textures.
С помощью наложения материалов на объект (этот процесс называют еще текстурированием) можно получить фотореалистичное изображение не только простых объектов, например деревянной мебели или мраморных колонн, но и более
сложных. В частности, наложив на простой параллелепипед фотографию лицевой
стороны здания, можно создать иллюзию трехмерности изображения окон, балконов, витрин и т.п. Во многих случаях такое текстурирование позволяет избавиться от необходимости вычерчивания ненужных деталей на второстепенных
объектах. К особенностям объемного и плоскостного текстурирования мы вернемся в заключительных главах.